Управление производственной программой предприятия по средствам экономико-математического моделирования на примере ОАО Великолукский мясокомбинат

Вторым внутренним фактором, выделенным в качестве ограничения разработанной модели, является нормативный расход мяса на производство мясоколбасной продукции, который определяется согласно рецептуре. ОАО "Великолукский мясокомбинат" производит 8 основных видов изделий. В табл. 1 представлен расход мяса на производство одной тонны того или иного вида продукции. В связи с тем, что предприятие выпускает более 200 наименований изделий, они сгруппированы по однородным видам. Расход сырья приводится в среднем по виду продукции.

Таблица 1

Расход мяса на производство одной тонны

мясоколбасных изделий ОАО "Великолукский мясокомбинат"

N п/п

Вид продукции

Нормативный расход мяса, т/т

1

Вареные колбасы

0,585

2

Сардельки

0,648

3

Сосиски

0,551

4

Полукопченые колбасы

0,896

5

Варено-копченые колбасы

0,941

6

Сырокопченые колбасы

0,954

7

Паштеты

0,457

8

Деликатесные изделия

0,998

От сроков поставок сырья предприятие не зависит, так как большая его часть поступает из ближнего и дальнего зарубежья (около 40%), где в отличие от отечественных производителей практически не наблюдается сезонных колебаний в объемах и стоимости поставок; поставки достаточно диверсифицированы, т.е. зависимости от какого-либо одного поставщика не существует; размер холодильника, куда поступает мясо для производства, является достаточным для осуществления запасов (2440 т) и имеет отделение глубокой заморозки. Однако, несмотря на то, что модель не следует перегружать дополнительными ограничениями, так как это приведет к сужению области допустимых решений, размер холодильника можно привести в качестве такого дополнительного ограничения модели во избежание простоя производства в случае перебоев в поставках сырья по каким-либо причинам.

Важнейшим фактором внешней среды в предложенной модели является фактор сезонности потребления населением производимой продукции (фактор спроса). ОАО "Великолукский мясокомбинат" с точки зрения географического положения осуществляет производственную и сбытовую деятельность в основном в условиях средней климатической полосы, следовательно, на него оказывают влияние сезонные предпочтения населения данного региона. Автором был разработан и рассчитан на примере ОАО "Великолукский мясокомбинат" коэффициент сезонности потребления производимой им продукции.

Условно разделив календарный год на два равных по времени периода (январь - июнь и июль - декабрь), для каждого из них можно определить так называемый коэффициент сезонности потребления, который будет представлять собой отклонение потребления мясоколбасных изделий в тот или иной период года от среднегодового.

6

SUM y

j=1 j

K1 = ---------, (1)

12

SUM y

j=1 j

где К1 - коэффициент сезонности в I полугодии;

y - суммарный объем реализации всех видов продукции

j

мясокомбината в j-м месяце года;

j - порядковый номер месяца в году;

Аналогично определим коэффициент К2:

12

SUM y

j=7 j

K2 = ---------, (2)

12

SUM y

j=1 j

где К2 - коэффициент сезонности во II полугодии.

Так как календарный год был разделен на два периода, то:

K1 + K2 = 1, (3)

m m

где m - номер календарного года.

Коэффициенты сезонности потребления продукции ОАО "Великолукский мясокомбинат" за последние пять лет приведены в табл. 2.

Таблица 2

Коэффициенты сезонности потребления продукции

ОАО "Великолукский мясокомбинат"

Коэффициент сезонности

Год

В среднем за 5 лет

 

2001

2002

2003

2004

2005

 

К1

0,428

0,408

0,434

0,414

0,433

0,423

К2

0,572

0,592

0,566

0,586

0,567

0,577

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7


Этапы разработки управленческих решений

Существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации.

Особенности американского менеджмента

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления.