Вторым внутренним фактором, выделенным в качестве ограничения разработанной модели, является нормативный расход мяса на производство мясоколбасной продукции, который определяется согласно рецептуре. ОАО "Великолукский мясокомбинат" производит 8 основных видов изделий. В табл. 1 представлен расход мяса на производство одной тонны того или иного вида продукции. В связи с тем, что предприятие выпускает более 200 наименований изделий, они сгруппированы по однородным видам. Расход сырья приводится в среднем по виду продукции.
Таблица 1
Расход мяса на производство одной тонны
мясоколбасных изделий ОАО "Великолукский мясокомбинат"
N п/п |
Вид продукции |
Нормативный расход мяса, т/т |
1 |
Вареные колбасы |
0,585 |
2 |
Сардельки |
0,648 |
3 |
Сосиски |
0,551 |
4 |
Полукопченые колбасы |
0,896 |
5 |
Варено-копченые колбасы |
0,941 |
6 |
Сырокопченые колбасы |
0,954 |
7 |
Паштеты |
0,457 |
8 |
Деликатесные изделия |
0,998 |
От сроков поставок сырья предприятие не зависит, так как большая его часть поступает из ближнего и дальнего зарубежья (около 40%), где в отличие от отечественных производителей практически не наблюдается сезонных колебаний в объемах и стоимости поставок; поставки достаточно диверсифицированы, т.е. зависимости от какого-либо одного поставщика не существует; размер холодильника, куда поступает мясо для производства, является достаточным для осуществления запасов (2440 т) и имеет отделение глубокой заморозки. Однако, несмотря на то, что модель не следует перегружать дополнительными ограничениями, так как это приведет к сужению области допустимых решений, размер холодильника можно привести в качестве такого дополнительного ограничения модели во избежание простоя производства в случае перебоев в поставках сырья по каким-либо причинам.
Важнейшим фактором внешней среды в предложенной модели является фактор сезонности потребления населением производимой продукции (фактор спроса). ОАО "Великолукский мясокомбинат" с точки зрения географического положения осуществляет производственную и сбытовую деятельность в основном в условиях средней климатической полосы, следовательно, на него оказывают влияние сезонные предпочтения населения данного региона. Автором был разработан и рассчитан на примере ОАО "Великолукский мясокомбинат" коэффициент сезонности потребления производимой им продукции.
Условно разделив календарный год на два равных по времени периода (январь - июнь и июль - декабрь), для каждого из них можно определить так называемый коэффициент сезонности потребления, который будет представлять собой отклонение потребления мясоколбасных изделий в тот или иной период года от среднегодового.
6
SUM y
j=1 j
K1 = ---------, (1)
12
SUM y
j=1 j
где К1 - коэффициент сезонности в I полугодии;
y - суммарный объем реализации всех видов продукции
j
мясокомбината в j-м месяце года;
j - порядковый номер месяца в году;
Аналогично определим коэффициент К2:
12
SUM y
j=7 j
K2 = ---------, (2)
12
SUM y
j=1 j
где К2 - коэффициент сезонности во II полугодии.
Так как календарный год был разделен на два периода, то:
K1 + K2 = 1, (3)
m m
где m - номер календарного года.
Коэффициенты сезонности потребления продукции ОАО "Великолукский мясокомбинат" за последние пять лет приведены в табл. 2.
Таблица 2
Коэффициенты сезонности потребления продукции
ОАО "Великолукский мясокомбинат"
Коэффициент сезонности |
Год |
В среднем за 5 лет | ||||
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | ||
К1 |
0,428 |
0,408 |
0,434 |
0,414 |
0,433 |
0,423 |
К2 |
0,572 |
0,592 |
0,566 |
0,586 |
0,567 |
0,577 |
Этапы разработки управленческих решенийСуществуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации. |
Особенности американского менеджментаЗа всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. |