Рывок малого бизнеса в сторону торговой и посреднической деятельности - это законная реакция на введенный Правительством Республики Казахстан жесткий налоговый прессинг. В бывшем СССР не было и в принципе не могло быть налоговой системы, адекватной рыночным условиям. Поэтому, введение в практику хозяйственной деятельности жизни элементов нормальной налоговой ответственности, должно было вызвать у не привыкших к этому предпринимателей, естественную реакцию отторжения, тем более на нее доложился явный экстремизм правительственной налоговой политики, направленной на изъятие до 70-90% доходов малых предприятий. Ужесточение налогообложения вряд ли позволит из катастрофического состояния перейти на новый качественный уровень, поэтому налогоплательщики вынуждены были искать и находить способы сокрытия доходов от налоговых органов. Торговля и посредничество, ориентированные на работу с трудно контролируемой наличностью, открывали исключительные возможности для ухода в «теневую экономику».
К 1995 г. оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших ранее малых предприятий этого направления либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались. Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии казахстанского малого предпринимательства. Обозначился очередной, третий этап качественных изменений в динамике и в структуре малого бизнеса.
Если в Казахстане в 1992-1994 гг. вся экономика, включая малый бизнес, жила по стохастическим законам первоначального накопления капиталов, то в 1995 г. все четче стали действовать законы цивилизованной рыночной системы. Реже встречались случаи, когда какое-либо малое предприятие легко скупало дорогостоящие здания, сооружения и даже средние производственные площади. Нормой становится доход на одного занятого в малом предприятии на уровне, колеблющемся вокруг средней заработной платы по республике. Стала образовываться нормальная конкурентная рыночная среда, характеризующаяся борьбой малых предприятий за выживание на основе повышения качества и разнообразия товаров и услуг.
В экономике Казахстана стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной концентрации и централизации капиталов, а также самой хозяйственной деятельности, Получил развитие процесс поглощения предприятий.
Можно констатировать, что завершился третий этап качественных изменений в динамике и структуре малого бизнеса в 1994-1995 гг. когда проводимая казахстанским правительством политика умеренно жесткой финансовой стабилизации, с одной стороны, сопровождалась значительным темпом числа малых предприятий, в отличие от 1992-1994 гг., но с другой стороны, имела явно выраженный санационный эффект. В стране стала формироваться новая экономическая ситуация, в которой малые предприятия начали играть роль, характерную для малого бизнеса в нормальной рыночной экономике. В период трансформации плановой экономики последнее явилось одним из главных инструментов реализации стратегического курса государства. Начало реального подъема в экономике позволило перейти к четвертому, по- настоящему рыночному, этапу развития казахстанского • предпринимательства. На новом этапе, на наш взгляд, в перспективе можно говорить о трех моделях развития малого предпринимательства адекватных рыночной экономике:
1. Закрепление существующих достижений малого предпринимательства и придание соответствующего места в экономике;
2. Последовательное расширение деловой активности;
3. Быстрая экспансия мелких фирм и превращение их в средние, а затем и в крупные компании [27].
Кроме того, на основе оптимального сочетания крупных, средних и малых предприятий, думается, достижение рационального территориального размещения производительных сил, учитывающее требования экологии и составляющее одно их условий сохранения и развития малых городов и тем самым - решение проблемы занятости населения и других демографических вопросов.
Стремительный рост малых предприятий был обусловлен стихийными процессами. Однако в процессе реформирования экономики страны малый бизнес приобрел ключевую роль. Его развитие в единстве с диверсификацией промышленного сектора явилось одной из основ стратегии развития «Казахстан - 2030» [14].
Этапы разработки управленческих решенийСуществуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации. |
Особенности американского менеджментаЗа всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. |