Служба маркетинга - подразделение предприятия, отвечающее за:
- проведение маркетинговых исследований;
- организацию сбыта и рекламу;
- организацию клиентского сервиса и т.д.
При подборе специалистов во вновь формируемую службу маркетинга, следует обратить достаточно большое внимание профессиональной подготовке и универсальности навыков новых сотрудников. Созданной службе маркетинга кроме чисто маркетинговых проблем придется решать вопросы, связанные с перераспределением функциональных обязанностей и структурных взаимоотношений внутри компании, вести разъяснительную работу среди сотрудников о роли и месте маркетинга в современной рыночной экономике.
Следует принять во внимание то факт, что создание единой службы маркетинга на предприятии, достаточно затратное и длительное мероприятие. Если политика руководства компании в этом направлении будет двойственной и непоследовательной, то директору по маркетингу компании придется не раз отстаивать целесообразность и необходимость тех или иных мероприятий, так как у большинства сотрудников предприятия доминирующим является стереотип о том, что об эффективности мероприятий можно судить только по их сиюминутной экономической эффективности.
Первым шагом на пути создания службы маркетинга на пвредприятии является определение ее системы организации. Для данного предприятия наиболее приемлема организация по товарному принципу. Сущность данной структуры состоит в том, что по каждой товарной группе назначается специальный управляющий, которому подчиняются специалисты по рекламе и стимулированию сбыта, по исследованиям рынка, по сервисному обслуживанию и другие (рисунок 2).
Рис. 2
Основные принципы, которые предлагается заложить при создании службы маркетинга, следующие:
· служба маркетинга организуется в виде самостоятельного подразделения;
· служба маркетинга имеет в своем составе группы (отделы), которые планируют, организуют и контролируют выполнение определенных маркетинговых функций компании;
· в процессе своей деятельности департаменту маркетинга в специальном (функциональном) отношении подчиняются соответствующие подразделения компании; т.е. служба маркетинга выполняет роль своеобразного «интеллектуального штаба» предприятия.
Директор по маркетингу руководит службой маркетинга на предприятии, организует и управляет всей деятельностью организации в сфере маркетинга, рекламы и стимулирования сбыта. Он является первым заместителем директора предприятия и в его отсутствие выполняет его функции. Функционально он входит в состав совета директоров предприятия и подчиняется непосредственно директору. Ему напрямую подчинены руководители групп службы маркетинга.
Группа маркетингового планирования и контроля отвечает за стратегическое и текущее планирование маркетинговой деятельности предприятия. Специалисты этой группы осуществляют контроль выполнения маркетинговых функций подразделениями компании, которые структурно не входят в состав службы маркетинга. На них же возложена задача периодической ревизии организации системы маркетинговой деятельности на предприятии.
Этапы разработки управленческих решенийСуществуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации. |
Особенности американского менеджментаЗа всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. |