Для того чтобы рассмотреть практическое применение теории спроса и предложения, я решала проанализировать рынок отечественных автомобилей. Это решение основано на том, что автомобиль в современном мире уже давно не является роскошью, а многими рассматривается лишь в качестве средства передвижения, поэтому данная тема является весьма актуальной. Еще одним важным фактором при выборе темы практического исследования для меня послужило то обстоятельство, что информация по рынку автомобилей широко представлена в различных источниках.
И так, рынок автомобилей российского производства. Безусловным лидером российского рынка является марка LADA. Рассмотрим спрос и предложения данной марки авто, а так же процесс их взаимодействия.
По данным сайта федеральной службы государственной статистики средняя цена на автомобиль марки Лада составляла: в 2005 году – 189 480.63 рублей, в 2006 году – 205 364.25, а в 2007 – 212 780.01. По информации того же сайта в 2005 году было приобретено 29,3 тыс. автомобилей, в 2006 – 35,2, а в 2007 – 47,1. Для того, чтобы учесть инфляцию, рассмотрим индексы цен на автомобили в данный период. В 2005 году – 145, 2006 – 146, 2007 – 148. Очевидно, что цены на автомобили отечественного производства растут, но в то же время увеличивается величина спроса.
Указанные данные представим в виде графиков:
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
Таким образом, можно сделать вывод, что цена в этом случае не является определяющим фактором, поскольку рост цен не вызывает соответствующего увеличения величины спроса.
Увеличение спроса было вызвано рядом других неценовых факторов. Рассмотрим их ниже.
В последнее время в России активно применяется автокредитование. Объем продаж новых легковых автомобилей, как в количественном, так и в денежном выражении достаточно быстро растет именно за счет притока на рынок кредитных ресурсов.
Еще одним важным фактором становится рост доходов населения. Также на рост спроса влияют и другие факторы.
В заключение хотелось бы сказать, что из данного примера вовсе не следует, что закон спроса не выполняется. Как и всякое правило, он имеет исключения, одним из которых является такой товар, как автомобиль. Это можно объяснить тем, что многие потребители рассматривают этот товар как средство первой необходимости, другие как предмет роскоши, третьи считают, что с помощью автомобиля они смогут сократить ежедневные расходы на общественный транспорт. Все эти положения побуждают потребителей приобретать автомобили при незначительном росте цен на него.
Заключение
Любой рынок состоит из покупателей, желающих приобрести товары или услуги, и поставщиков, желающих данные товары или услуги продать. Каждая из этих сторон стремится максимально полно удовлетворить собственные потребности при любой установленной на товар цене, однако каждая из них находится во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью своего бюджета, а поставщики – ограниченностью своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, при изменении цены на товар или услугу спрос и предложение будут изменяться. Характерная кривая спроса, отражающая зависимость количества товара, которое покупатели готовы купить, от цены на данный товар, является убывающей. Характерная кривая предложения, отражающая зависимость количества товара, которое поставщики готовы продать, от цены на данный товар, является возрастающей. Конкретное положение кривой спроса и кривой предложения в осях цена, количество определяется рядом неценовых параметров спроса и неценовых параметров предложения. Степень чувствительности изменений спроса и предложения к изменениям цены на товар или любого неценового параметра принято описывать коэффициентом эластичности. Если существующая на рынке цена на данный товар ниже или выше цены, для которой объем спроса совпадает с объемом предложения, то образуется соответственно дефицит или излишек товара или услуги на рынке, при существовании которых конкуренция производителей или покупателей приводит к изменению существующей цены в направлении к равновесной цене, что не исключает варианта колебаний цены на товар вокруг равновесного значения.
Этапы разработки управленческих решенийСуществуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации. |
Особенности американского менеджментаЗа всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. |