Функциональный и структурный подходы регулирования развития малых фирм

Тактика - это конкретные методы и при­емы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Объек­том управления в финансовом менеджменте является совокупность усло­вий осуществления денежного оборота, движения финансовых ресурсов и осуществления финансовых отношений.

Функция организации деятельности малой фирмы предполагает обеспечение слаженности всех действий и элементов малого предприятия: рациональной организации труда, обеспечения производства сырьем и материалами, применения прогрессивных технологий, оптимальной структуры производства и управления. Содержанием организационной функции является устройство, соединение, упорядочение, приведение в систе­му всех элементов производственной системы: труда людей, работы машин, производства, экономических ресурсов. Функция организации по отношению к управляющей системе называется организацией управле­ния. Под организацией управления следует понимать создание или при­ведение системы управления в состояние необходимой упорядоченности и единства взаимодействия ее элементов, обеспечивающих эффективный режим функционирования процесса управления и поддержания ее в этом состоянии.

Функция контроля в предпринимательской деятельности осуществляется с целью оценки достигнутых результатов деятельности (производ­ственных, коммерческих, финансовых), определения конкретного вкла­да сотрудников предприятия в результаты конечной деятельности, выявления проблем, препятствующих достижению конечных результатов.

Функции и структура управления находятся в диалектическом единстве. При создании малой фирмы функции выступают основой для формирования структуры (подразделений, должностей, закрепления за ними прав, полномочий и ответственности). Органы управления и их функции выражают организационную структуру предприятия, генезис развития которой зависит от стадии роста малой фирмы.

Организационная структура управления представляет собой сочета­ние формальной и неформальной структур. В данном исследовании рассматриваются в основном формальные структуры, основным назначени­ем которых является:

1. Определение заданий и их распределение между сотрудниками;

2. делегирование полномочий отдельным сотрудникам и группам для выполнения предписанных заданий;

3. Контроль за деятельностью подразделений;

4. Департаментализация - разделение деятельности и сфер контроля на различные направления по функциональному, продуктовому, региональному типу, по потребителям или проектам;

5. Формализация процесса управления в конкретных процедурах, предписаниях;

6. Организация системы коммуникаций;

7. Определение количества уровней управления в организации.

Размер предприятия и стадия его развития оказывают существенное влияние на выбор организационной структуры. Так, организационные структуры управления малыми фирмами характеризуются простотой и небольшим количеством уровней управления. Отсутствие громоздких управленческих структур является одним из преимуществ малого бизне­са, что дает возможность быстро реагировать на изменения окружающей среды, существенно уменьшить затраты на управление и осуществлять непосредственное управление, минуя промежуточные звенья. Любая ма­лая фирма в своем развитии проходит пять стадий:

1. Основание;

2. Становление;

3. Достижение намеченных показателей;

4. Дальнейший рост;

5. Зрелость.

На стадии основания основной проблемой является борьба за потребителей. Так, для строительной фирмы очень важно найти своих заказчи­ков и инвесторов, потребителей строительной продукции и услуг.

В отличие от других отраслей хозяйства, в строительстве очень редко возможна си­туация, когда продукция произведена, а потребитель еще не найден, так как возведение объектов осуществляется по заранее заключенным кон­трактам, необходимы маркетинговые усилия. Более того, в строитель­стве должна преобладать концепция маркетинга, ориентированная на активное воздействие на рынок и существующий спрос, формирование потребителей и потребительских предпочтений.

Поэтому справедливо отмечают некоторые авторы, что производитель продукции осуществля­ет функцию ее адаптации к меняющимся условиям рыночного спроса, а с другой - решает задачи воспроизводства спроса для обеспечения своих интересов.

Перейти на страницу: 1 2 


Этапы разработки управленческих решений

Существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации.

Особенности американского менеджмента

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления.