Функциональный и структурный подходы регулирования развития малых фирм

Проблемам управления на уровне фирмы посвящено немало исследований. Одной из наиболее распространенных точек зрения в последнее время является тенденция рассматривать управление, как реализацию определенных функций. Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сфор­мулировать и достичь целей организации.

Функциональный подход к разработке многоуровневой системы управления предпринимательством реализуется через формирование таких функциональных подсистем, как стратегический менеджмент, финансо­вый менеджмент, организационный менеджмент, разработка бизнес-пла­на и маркетинг в системе малого предпринимательства.

На уровне фирмы процесс управления состоит из двух этапов: управление созданием фирмы, управление функционированием фирмы.

Такой подход обусловлен тем, что на этапе создания предприятия необходимо провести большую подготовительную работу с целью заложить основы эффективного функционирования предприятия в будущем. На этапе функционирования предприятия необходимо создать соответству­ющие механизмы управления для каждой стадии развития предприятия, в том числе на стадии становления, достижения проектируемых показате­лей, стадии дальнейшего роста и стадии зрелости. В научной литературе нет единства мнений относительно состава функций управления малой фирмой и их определения. В наших исследованиях мы остановились па таких функциональных подсистемах, как стратегический менеджмент, бизнес-планирование, функция маркетинга, финансовый менеджмент, организация и контроль.

В самом общем виде, функции управления малой фирмы - это специализированные виды управленческой деятельности, отличающиеся одно­родностью содержания выполняемых работ, совокупность действий которых направлена на достижение частной цели управления. Критерием выбора тех или иных функций управления малой фирмы является ее полезность, необходимость и оправданность. Надо иметь в виду, что в ма­лой фирме набор функций управления, как правило, представлен не в полном объеме, что объясняется небольшими объемами производства, небольшой численностью персонала.

Функции, выполняемые в малой фирме, можно разделить на 5 основных групп - планирование, том числе стратегическое и бизнес-планирование, маркетинговая функция, финан­совая функция, организация и контроль. Конкретной реализации указан­ных функций в системе управления малой фирмой посвящена вторая часть данного исследования. Рассмотрим только некоторые методологичес­кие подходы к формированию функций управления малым бизнесом. Планирование деятельности малой фирмы представляет собой выбор целей предприятия и его стратегии, а также программы и процедуры по реализации выбранных целей.

С помощью функции планирования малое предприятие решает для себя следующие три вопроса:

1. Где находится организация в настоящее время? С целью ответа на этот вопрос делается анализ сильных и слабых сторон организа­ции;

2. В каком направлении будут развиваться организации? На этом эта­пе формулируются цели организации;

3. Как организация может обеспечить выполнение поставленных целей?

С помощью планирования предприниматель стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечивают единство цели для всех работников малой фирмы. В качестве инструмен­та стратегического планирования в мировой и отечественной практике хорошо себя зарекомендовали бизнес-планы, которые представляют со­бой моделирование развития бизнеса, как при его создании, так и при функционировании малого предприятия. В качестве важнейшей функции бизнес-плана является возможность его использования для разработки стратегии бизнеса, что особенно важно на этапе создания предприятия, выбора основного направления деятельности.

Маркетинговая функция малой фирмы заключается в том, что задол­го до появления продукции необходимо провести соответствующие маркетинговые исследования на предмет выявления спроса на те или иные виды продукции или услуг. Так, например, несмотря на то, что в отличие от других отраслей хозяйства, в строительстве очень редко возможна си­туация, когда продукция произведена, а потребитель еще не найден, так как возведение объектов осуществляется по заранее заключенным кон­трактам, необходимы маркетинговые усилия. Более того, в строитель­стве должна преобладать концепция маркетинга, ориентированная на активное воздействие на рынок и существующий спрос, формирование потребителей и потребительских предпочтений. Поэтому справедливо отмечают некоторые авторы, что производитель продукции осуществля­ет функцию ее адаптации к меняющимся условиям рыночного спроса, а с другой - решает задачи воспроизводства спроса для обеспечения своих интересов.

Функциональная подсистема финансового менеджмента направлена на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отноше­ний в системе малой фирмы. Финансовый менеджмент в системе малого предпринимательства представляет собой процесс выработки цели управления финансовыми ресурсами и осуществления воздействия на них с помощью методов и рычагов финансового механизма. Таким образом, сам финансовый менеджмент включает в себя стратегию и тактику уп­равления финансовыми ресурсами. Стратегия позволяет сконцентриро­вать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой страте­гии, отбросив другие варианты.

Перейти на страницу: 1 2


Этапы разработки управленческих решений

Существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации.

Особенности американского менеджмента

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления.