Проблемам управления на уровне фирмы посвящено немало исследований. Одной из наиболее распространенных точек зрения в последнее время является тенденция рассматривать управление, как реализацию определенных функций. Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.
Функциональный подход к разработке многоуровневой системы управления предпринимательством реализуется через формирование таких функциональных подсистем, как стратегический менеджмент, финансовый менеджмент, организационный менеджмент, разработка бизнес-плана и маркетинг в системе малого предпринимательства.
На уровне фирмы процесс управления состоит из двух этапов: управление созданием фирмы, управление функционированием фирмы.
Такой подход обусловлен тем, что на этапе создания предприятия необходимо провести большую подготовительную работу с целью заложить основы эффективного функционирования предприятия в будущем. На этапе функционирования предприятия необходимо создать соответствующие механизмы управления для каждой стадии развития предприятия, в том числе на стадии становления, достижения проектируемых показателей, стадии дальнейшего роста и стадии зрелости. В научной литературе нет единства мнений относительно состава функций управления малой фирмой и их определения. В наших исследованиях мы остановились па таких функциональных подсистемах, как стратегический менеджмент, бизнес-планирование, функция маркетинга, финансовый менеджмент, организация и контроль.
В самом общем виде, функции управления малой фирмы - это специализированные виды управленческой деятельности, отличающиеся однородностью содержания выполняемых работ, совокупность действий которых направлена на достижение частной цели управления. Критерием выбора тех или иных функций управления малой фирмы является ее полезность, необходимость и оправданность. Надо иметь в виду, что в малой фирме набор функций управления, как правило, представлен не в полном объеме, что объясняется небольшими объемами производства, небольшой численностью персонала.
Функции, выполняемые в малой фирме, можно разделить на 5 основных групп - планирование, том числе стратегическое и бизнес-планирование, маркетинговая функция, финансовая функция, организация и контроль. Конкретной реализации указанных функций в системе управления малой фирмой посвящена вторая часть данного исследования. Рассмотрим только некоторые методологические подходы к формированию функций управления малым бизнесом. Планирование деятельности малой фирмы представляет собой выбор целей предприятия и его стратегии, а также программы и процедуры по реализации выбранных целей.
С помощью функции планирования малое предприятие решает для себя следующие три вопроса:
1. Где находится организация в настоящее время? С целью ответа на этот вопрос делается анализ сильных и слабых сторон организации;
2. В каком направлении будут развиваться организации? На этом этапе формулируются цели организации;
3. Как организация может обеспечить выполнение поставленных целей?
С помощью планирования предприниматель стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечивают единство цели для всех работников малой фирмы. В качестве инструмента стратегического планирования в мировой и отечественной практике хорошо себя зарекомендовали бизнес-планы, которые представляют собой моделирование развития бизнеса, как при его создании, так и при функционировании малого предприятия. В качестве важнейшей функции бизнес-плана является возможность его использования для разработки стратегии бизнеса, что особенно важно на этапе создания предприятия, выбора основного направления деятельности.
Маркетинговая функция малой фирмы заключается в том, что задолго до появления продукции необходимо провести соответствующие маркетинговые исследования на предмет выявления спроса на те или иные виды продукции или услуг. Так, например, несмотря на то, что в отличие от других отраслей хозяйства, в строительстве очень редко возможна ситуация, когда продукция произведена, а потребитель еще не найден, так как возведение объектов осуществляется по заранее заключенным контрактам, необходимы маркетинговые усилия. Более того, в строительстве должна преобладать концепция маркетинга, ориентированная на активное воздействие на рынок и существующий спрос, формирование потребителей и потребительских предпочтений. Поэтому справедливо отмечают некоторые авторы, что производитель продукции осуществляет функцию ее адаптации к меняющимся условиям рыночного спроса, а с другой - решает задачи воспроизводства спроса для обеспечения своих интересов.
Функциональная подсистема финансового менеджмента направлена на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений в системе малой фирмы. Финансовый менеджмент в системе малого предпринимательства представляет собой процесс выработки цели управления финансовыми ресурсами и осуществления воздействия на них с помощью методов и рычагов финансового механизма. Таким образом, сам финансовый менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления финансовыми ресурсами. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив другие варианты.
Этапы разработки управленческих решенийСуществуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации. |
Особенности американского менеджментаЗа всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. |