Понятие «малое» - это качественная характеристика. Экономисты и юристы всегда стремятся конкретизировать все признаки и понятия, устраняя неясности.
Малое предприятие должно быть определено конкретным признаком. Таким признаком обычно принимают число работающих. В различных странах для конкретных хозяйственных ситуаций максимально допустимое число работников на малом предприятии оговаривается законом. Чаще всего под малым предприятием понимают предприятие с числом работников менее 50 человек, но имеются примеры, где число работников допускается до 200 человек, и где их должно быть не более 15 чел. Это зависит от сферы деятельности предприятия [29].
С 1997 г. Законом РК «О государственной поддержке малого предпринимательства» было определено, что «субъектами малого предпринимательства являются юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью со среднегодовой численностью работающих не более 50 человек» и в следующих организационно-правовых формах:
1. Полное товарищество;
2. Коммандитное товарищество;
3. Товарищество с ограниченной ответственностью;
4. Товарищество с дополнительной ответственностью;
5. Производственные кооперативы [21].
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Малое предприятие не является особой хозяйственной формой. Его выделение обусловлено масштабами деятельности, особенностями в организации работы, льготами со стороны государства.
Для деятельности руководителя малой фирмы характерны:
1. Свобода в выборе направлений и методов работы;
2. Ориентация на достижение коммерческого успеха;
3. Опора на свои собственные знания;
4. Интуиция при выборе вариантов действий;
5. Огромная самоотдача (сил, времени);
6. Ответственность за принимаемые решения и их последствия;
7. Связь с деятельностью предприятия всей своей жизни;
8. Постоянный контроль за работой предприятия;
9. Стремление к прямым контактам со всеми работниками [28].
Для предпринимателя предприятие и он сам воспринимаются как одно целое. Здесь все зависит от знаний и умений прежде всего предпринимателя.
Малое предприятие имеет ряд особенностей:
1. Его работники составляют единую небольшую команду, объединенную единством целей.
2. В деятельности отдельного работника совмещаются функции управления и труда.
3. Активно используется взаимозаменяемость и помощь.
4. Каждый из работников стремится к постоянному совершенствованию, к повышению полезности своего труда.
5. Интенсивность деятельности часто очень высокая, что вызвано обостренным чувством личной ответственности.
6. Новые решения руководителя быстро реализуются.
На малом предприятии все недостатки и достоинства отчетливо видны. Здесь невозможно уклоняться от работы ни руководителю, ни работникам.
Малые предприятия имеют и ряд недостатков:
1. Их финансовые средства обычно невелики.
2. Руководитель малого предприятия должен быть специалистом во всех вопросах производства, снабжения, маркетинга, менеджмента, финансов.
3. Партнеры малых предприятий (банки и смежники) постоянно испытывают риск из-за высокой степени их банкротств, отсутствия залоговых гарантий по сделкам.
4. Между учредителями могут возникать разногласия в целях деятельности, что отрицательно сказывается на успехе деятельности предприятия.
5. При делении дохода и имущества предприятия между учредителями часто возникает конфликт из-за сложности оценки вклада партнеров в полученный результат.
В целом на малых предприятиях занято огромное число работников. В успешности их деятельности заинтересовано все общество, поэтому из государственного бюджета выделяются специальные средства на государственную поддержку малых предприятий. Эти средства предоставляются в виде финансовой помощи, методических рекомендаций, налоговых льгот, оплаты обучения сотрудников, льготных кредитов. При федеральном правительстве и региональных органах власти создаются специальные подразделения по поддержке малого предпринимательства.
Этапы разработки управленческих решенийСуществуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации. |
Особенности американского менеджментаЗа всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. |