Рис. 1.1 Задачи внутрифирменного профессионального стандарта
В качестве государственных трудовых стандартов при разработке внутрифирменного стандарта могут выступать действующие в настоящее время характеристики профессий, закрепленные в рамках Единой тарифно-квалификационной системы Российской Федерации. Однако поскольку государственные квалификационные характеристики не учитывают специфики деятельности конкретных предприятий, то организации вынуждены осуществлять их адаптацию путем разработки внутрифирменных профессиональных стандартов.
Когда внутрифирменный стандарт разрабатывается на действующем предприятии с уже сформированной системой ценностей и организационной культурой, важно, чтоб критерии оценки персонала органично влились в существующую систему ценностей и не противоречили принятым на предприятии нормам. Поэтому перед разработчиками ставят задачу: сделать стандарт компактным, удобным для работы, максимально понятным для всех и в то же время включающим в себя как можно больше полезной информации.
Если данная задача будет успешно реализована, то внутрифирменный профессиональный стандарт превращается в самостоятельную систему критериев оценки, максимально приближенную к условиям конкретного производства. Оценка компетенции персонала на основе внутрифирменного профессионального стандарта представлена на рисунке 1.2.
Система сопоставления и анализа компетентности персонала на основе профессионального стандарта представляет собой логически завершенную схему, включающую в себя анализ компетенций, согласно имеющимся документам, экзаменационную оценку навыков и знаний, необходимых в трудовой деятельности и рассмотрение личных качеств и психофизиологических особенностей человека с точки зрения его возможностей работать по данной профессии.
В зависимости от стратегий (целей) развития организации формируются требования предприятия к квалификации персонала и описываются профессионально значимые качества персонала. На основе этих требований и качеств образуются внутрифирменные профессиональные стандарты.
|
Рис. 1.2 Формирование внутрифирменного профессионального стандарта
Внутрифирменные профессиональнее стандарты включают в себя базовое образование, опыт работы, состояние здоровья, ключевые навыки, ключевые знания и психофизиологические особенности. На основе документального подтверждения работодатель знакомится с базовым образованием, опытом работы и состоянием здоровья работника. Ключевые навыки и ключевые знания выявляются по результатам тестирования по профессиональным тестам, а психологические особенности по результатам психологического тестирования. На основе полученных данных принимаются кадровые решения.
Данная схема позволяет оперативно выявлять несоответствия или недостатки у каждого конкретного работника и индивидуально работать с ним. Например, если имеет место несоответствие по базовому образованию, то работнику необходимо обучение в этой области: получение высшего, дополнительного высшего образования или повышение квалификации на курсах соответствующею уровня. Несоответствие по стажу работы - это временное ограничение, и оно обычно снимается после прохождения оговоренного в стандарте времени.
Наиболее серьезным для сотрудника является несоответствие по здоровью. Этот фактор может послужить причиной отказа в приеме на работу или необходимости смены профессии. В каждом конкретном случае вопрос решается индивидуально. Несоответствие по ключевым знаниям и навыкам исправляется различными формами обучения, начиная с обучения на рабочем месте и заканчивая выездами на специальные семинары и практики. Несоответствия по личностным и психофизиологическим качествам рассматривается индивидуально в каждом конкретном случае. При необходимости с сотрудниками работают специалисты-психологи.
Наглядность и простота документа позволяет дать каждому сотруднику информацию о том, какие минимальные требования предъявляет к нему предприятие, что ему нужно знать и уметь, чтобы повысить свою квалификацию, какие временные ограничении имеются по стажу работы.
Практический опыт разработки и внедрения системы внутрифирменных профессиональных стандартов в практику кадровой работы на ОАО «АВТОВАЗ» приведен в приложении 1.
Этапы разработки управленческих решенийСуществуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации. |
Особенности американского менеджментаЗа всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. |