Преимущество подхода по формированию внутрифирменных трудовых стандартов и нормативов, состоит в том, что в данном случае оценка эффективности работы персонала основывается на объективных показателях. При этом, чтобы успешно использовать стандарты для оценки рабочих показателей, они должны быть не только хорошо обоснованы, но и восприниматься работниками как справедливые.
Одним из наиболее часто употребляемых трудовых стандартов можно считать профессиограмму,
представляющую собой документ, содержащий основные профессиональные требования, на которые должно быть ориентировано развитие профессиональных качеств человека в ходе овладения им профессией или замещении должности. По своей структуре профессиограмма состоит из:
1. модели работника, отражающей его профессиональные, деловые и личные качества;
2. модели должности, отражающей функции, обязанности, задачи, ответственность и т.д.
В профессиограмме, таким образом, находят отражение профессиональные требования, сформулированные на основе анализа профессиональной деятельности наиболее успешно работающих сотрудников. В практике деятельности организаций по составлению профессиограмм можно выделить следующие подходы к ее формированию:
- эмпирический. Его особенностью является экспериментальное выявление профессионально значимых качеств. Профессионально-значимые качества могут ранжироваться по уровню значимости для конкретной профессии или должности (например, как обязательные, желательные или безразличные или по 10-балльной шкале оценки);
- аналитический, базирующийся на логическом анализе операционно-технологической структуры профессии. В рамках данного подхода осуществляется поэтапный переход от описания характеристик профессии к описанию требований к человеку, что позволяет при определении перечня профессионально значимых качеств «отбирать нужные», а не «удалять лишние» как при эмпирическом подходе;
- совещательный, который реализуется в рамках проведения экспертами коллегиального обсуждения возможного перечня профессионально значимых качеств. Определенным недостатком данною подхода является субъективизм и зависимость результатов от авторитета и умения вести дискуссию отдельными экспертами, а достоинством - быстрота реализации. [11, с.93]
Независимо от того, какой подход реализует конкретная организация при разработке профессиограмм, целесообразно сформировать их банк, отражающий все разнообразие профессий и должностей, задействованных в производственной деятельности. Использование профессиограмм в процессе оценки результатов труда позволит выявить причины, как выдающихся успехов, так и досадных неудач работника в тех случаях, когда эти причины порождены несовпадением характеристик рабочего места (должности) и характеристик исполнителя.
При составлении профессиограмм их необходимо подкреплять своеобразными шкалами, позволяющими оценить необходимую степень выраженности того или иного профессионально значимого качества для занятия конкретной должности.
Достаточно перспективным в процедурах оценки результатов труда представляется использование внутрифирменного профессионального стандарта, представляющего собой модификацию модели компетенций с учетом психофизиологических требований к конкретной профессии. Он задает основные требования организации к персоналу, включающие не только параметры знаний, умений и навыков, но и психофизические качества, медицинские ограничения, положения, применяемые к процедуре оценки. Разработка стандарта особенно оправдана в ситуации, когда отсутствует документация, регламентирующая деятельность тех или иных специалистов. Наличие подобного утвержденного документа позволяет использовать его в работе по управлению компетенциями сотрудников - в процессе развития персонала - при сравнении потребностей предприятия с наличными ресурсами и приведения их в соответствие друг другу.
Внутрифирменный профессиональный стандарт позволяет решить такие задачи, как:
- формулировка требований к персоналу в соответствии с организационными процессами и технологиями производства продукции;
- создание предпосылок для стимулирования индивидуального профессионального роста работников;
- определение направлений внутрифирменной профессиональной подготовки персонала;
- определение критериев подтверждения квалификации персонала (см. рис. 1.1 ).
|
Этапы разработки управленческих решенийСуществуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации. |
Особенности американского менеджментаЗа всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. |