В то же время ФСФР, по нашему мнению, нельзя считать классическим примером мегарегулятора, так как вне ее прямого влияния остаются страховые компании, отданные в ведение Федеральной службы страхового надзора, аудиторы (Минфин) и банки (Банк России).
ФСФР во многом выигрывает на фоне предшественницы Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). Прежде всего можно поставить ей в заслугу более либеральный подход к регулированию рынка.
При ФКЦБ саморегулируемые организации не участвовали в создании законов и подзаконных актов. Многие нововведения внедрялись в директивном порядке, несмотря на то, что существовала обязанность учитывать мнение экспертного совета. Его членов избирали на конференциях профучастников, которые раз в два года проводил Институт фондового рынка и управления (ИФРУ). ФСФР придерживается более высокой прозрачности. В состав рабочих групп, генерирующих новые документы, обычно входят представители заинтересованных организаций, а проекты постановлений заблаговременно вывешиваются на сайте службы. Кроме того, сформированы два совещательных органа - советы по корпоративному управлению и коллективным инвестициям.
ФСФР приостановила одной из первых постановление ФКЦБ о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг. В дальнейшем в документ было внесено много правок: изменены требования к площадкам, их участникам, котируемым бумагам и эмитентам. Затем ФСФР поставила под вопрос дальнейшее существование финансовых консультантов на фондовом рынке. Подпись финконсультанта под проспектом эмиссии якобы повышала надежность размещаемых бумаг, поскольку как бы подтверждала достоверность раскрываемой информации. На практике этот институт позволял нескольким организациям неплохо зарабатывать, в то же время ничего не гарантировал покупателям ценных бумаг эмитента. С мая 2004 года компании вправе сами решать, есть ли смысл нанимать таких дорогостоящих специалистов или нет.
Также ФСФР переписала Постановление ФКЦБ «О специалистах рынка ценных бумаг», вызывавшее у брокеров и их коллег массу негативных эмоций. Первоначальный вариант вводил обязательную регулярную переподготовку всех аттестованных специалистов. Служба отменила принудительную переаттестацию, к тому же разрешила профучастникам оформлять в штат меньше сотрудников с профильными «корочками».
В конце прошлого года были внесены поправки в законы о рынке ценных бумаг и об акционерных обществах, которые приблизили процедуру российского IPO к международным стандартам. Очередной вклад ФСФР в борьбу за эмитентов - возможность проводить первичное размещение одновременно в России и за рубежом. Но для бумаг, выводимых на международные площадки, установлена 70-процентная квота от общего объема предложения. Внесены правки в положение по организации торговли на рынке ценных бумаг, предусматривающие введение на российских биржах котировального списка специально для эмитентов, впервые размещающих акции, что тоже упрощает процедуру IPO.
Можно утверждать, что усилия ФСФР вкупе с удачной для России конъюнктурой на мировых рынках приносят положительные результаты. Так, больше фондовых активов обращается на биржах внутри РФ растет сегмент рублевых облигаций и др.
Однако есть и минусы. К примеру, до сих пор не выпускаются секьюритизационные облигации. Их с удовольствием эмитировали бы банки, занимающиеся ипотекой и потребительским кредитованием, а приобретали - негосударственные пенсионные фонды и страховые компании, которым как раз не хватает инструментов долгосрочного инвестирования. Но в России невозможно проводить секьюритизацию активов. Некоторые эмитенты (с оттоком которых, напомним, борется ФСФР) выпускают такие бумаги на Западе. Другие организации вынуждены закладывать плату за неликвидность активов в проценты, взимаемые с заемщиков.
В плюс ФСФР следует поставить подготовку нормативной базы для бюро кредитных историй. В минус - то, что реально они начали работать на несколько месяцев позже, чем планировалось. Другая важная реализованная инициатива - отработка законодательства, регулирующего деятельность жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативов. Активно развивается сектор коллективных инвестиций.
На подходе изменения в регулировании маржинальной торговли. Так называемые квалифицированные инвесторы смогут легально торговать с плечом «один к трем». Правда, большинство брокеров давно позволяют клиентам пользоваться куда большим плечом, причем вне зависимости от квалификации.
Этапы разработки управленческих решенийСуществуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации. |
Особенности американского менеджментаЗа всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. |