Государственное регулирование фондового рынка: управленческий аспект.
Действенные меры по созданию мегарегулятора финансового рынка в России были предприняты в начале марта 2004 года в рамках радикальной административной реформы указом Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Этим документом была ликвидирована ФКЦБ РФ, а все ее функции были переданы новому государственному органу - Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Новому регулятору были переданы также некоторые направления деятельности и других ликвидированных государственных структур. От Минфина к ФСФР перешел контроль и надзор за формированием и инвестированием пенсионных накоплений, а от упраздненного Министерства по антимонопольной политике - контроль за биржами и срочным рынком, от Минтруда - надзор за негосударственными пенсионными фондами.
В развитие Указа № 314 Правительство России приняло Постановление № 206 от 9 апреля 2004 года «Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам», окончательно определившее структуру и статус нового регулятора российского финансового рынка.
Согласно Постановлению, указанная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору на финансовых рынках, и находится в ведении правительства РФ. Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Федеральной службе по финансовым рынкам передаются территориальные органы упраздняемой Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет: государственную регистрацию выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, регистрацию проспектов ценных бумаг; обеспечивает раскрытие информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ; осуществляет в рамках установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами России функции по контролю и надзору в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда РФ, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж.
Кроме того, в компетенцию Федеральной службы по финансовым рынкам входят обобщение практики применения законодательства РФ в сфере своей компетенции и внесение в Правительство предложений о его совершенствовании, разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов.
Особое положение ФСФР в системе органов государственной власти обуславливается прямым подчинением премьер-министру РФ, тогда как другие федеральные службы подчиняются министерствам. Согласно п. 5 Постановления 206, ФСФР только разрабатывает проекты законодательных и нормативных правовых актов, и единственный вариант возможности нормотворчества - через постановления Правительства РФ. Возникает противоречие с Законом «О рынке ценных бумаг», где установлено, что уполномоченный в сфере рынка ценных бумаг государственный орган соединяет в себе правоустанавливающую и правоприменительную функции. Это положение вытекает из необходимости оперативно реагировать на изменения ситуации на фондовом рынке в целях сохранения стабильности финансовой системы страны в целом. В данных условиях представляется необходимым предусмотреть совмещение функций нормотворчества, надзора и регулирования в рамках ФСФР.
Этому ведомству предстояло и еще предстоит сбалансировать интересы участников фондового рынка, в число которых входят банки, инвестиционные компании, паевые, пенсионные и прочие фонды, депозитарии, регистраторы, крупнейшие эмитенты. ФСФР отвечает за прозрачность и надежность фондового рынка, за честные и справедливые условия торгов на нем, за соблюдение обязательств и требований профучастников, за достоверность отчетности эмитентов перед инвесторами, за отсутствие инсайда и прочее.
Этапы разработки управленческих решенийСуществуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации. |
Особенности американского менеджментаЗа всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. |