На наличие у покупателей желания и возможности покупать данный товар по определенной цене (то есть на положение и точную форму вышеприведенной кривой D в осях Q и P) влияет множество факторов, называемых неценовыми детерминантами спроса, которые предполагались фиксированными при построении кривой спроса, но в реальности, естественно, могут изменяться.
Одним из таких неценовых детерминантов спроса являются потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменением моды, будет означать, что спрос возрос независимо от цены. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Технологические изменения в виде проявления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов. Например, физическое здоровье становится все более популярным, что увеличивает спрос на спорттовары, в частности на тренажеры.
Следующим неценовым фактором является число покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса. Например, снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на образование.
Еще одним немаловажным детерминантом спроса является доход. В отношении большинства товаров, можно с уверенностью утверждать, что повышение дохода приводит к увеличению спроса, хотя, конечно, существуют и исключения. В связи с этим принято различать товары высшей категории, или нормальные товары, и товары низшей категории.
Товары высшей категории – товары (или услуги), спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода. Примером таких благ могут служить предметы роскоши, дорогая одежда, парфюмерия, косметика и другие.
Товары низшей категории - товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов. Это ношеная одежда, недорогие продукты питания, такие как капуста, картофель и другие.
Цены на сопряженные блага также являются неценовым детерминантом спроса. Приведет ли изменение цены на сопряженный товар или услугу к повышению или снижению спроса на рассматриваемое благо, зависит от того, является ли он для рассматриваемого блага взаимозаменяемым или взаимодополняющим благом. «Когда два экономических блага взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Когда два экономических блага являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Многие пары товаров и услуг являются независимыми, самостоятельными товарами и услугами, изменение цены на один очень мало повлияет или вовсе не повлияет на спрос на другой»[4].
Примерами взаимозаменяемых благ являются различные виды транспорта, при снижении тарифов на авиаперевозки происходит снижении спроса на поездки ж/д транспортом. Взаимодополняющим благами являются, например, DVD – проигрыватели и DVD – диски. При увеличении цен на DVD – проигрыватели снижается спрос и на DVD – диски.
Среди неценовых детерминантов также выделяют такой фактор, как ожидание. Потребительские ожидания относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода способны изменить спрос. Ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары. Обратное утверждение также верно.
«Для характеристики поведения кривой спроса на определенном участке, как и для анализа многих других зависимостей, в экономике используется понятие эластичности, отражающее степень чувствительности изменений одной величины к изменениям другой, или, точнее, на сколько процентов изменится одна величина при определенном процентном изменении другой величины. То есть эластичность спроса по цене в определенной точке кривой спроса будет равна отношению процентного изменения объема спроса к процентному изменению уровня цен. Аналогичным образом оказывается удобным использовать понятие эластичности и для характеристики чувствительности спроса к изменениям неценовых параметров при фиксированной цене»[5].
Этапы разработки управленческих решенийСуществуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации. |
Особенности американского менеджментаЗа всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. |