приемлимость (цели орг-ции должны быть приемлимы для осн субъектов: -собственников; -руководителей-мен-ров; -орг-ции, кот имеют партнерские договорные отношения; -рядовые работники, кот должны трудиться над реализацией постав целей.)
13.
Оценка степени достижения целей, метод блок-схем
Для того, чтобы сист-ма управ-я была конструктивной, необходимо выработать спец критерии, позволяющие оценить степень достижения цели. Лучше всего, если эта оценка будет носить колич хар-р. А для этого необходимо составить спец числовую шкалу. Для того, чтобы поставленная орг-цией цель была конкретизирована целесообразно указать временной интервал её достижения. С этой точки зрения цели бывают: 1)
долгосрочными (Они предполагают их реализацию в течение длит промежутка времени, а именно свыше 5-ти лет. Больше всего хар-ны для страт планирования) , 2)
среднесрочными (реализация от года до 5-ти лет. Могут использоваться как при статегич, так и при тактич планировании) , 3)
краткосрочными (реализация до одного года. Хар-ны для тактич планирования).
В идеале те цели, кот ставят орг-ция должны охватывать след виды деят-ти: 1)
Экон показатели (доход, прибыль, рентабельность); 2)
Успешность маркетинга (объём продаж, для рынка, уровень конкур-ции); 3)
Производство (ассортимент, объём производимой продукции, развитие производственных мощностей и технологий, производительность, показатели качества); 4)
Финансы (структура капитала, фин активы, выпуск акций, выплата дивидентов); 5)
Совершенствование продукции (всего изделия или отд хар-к, изменение дизайна); 6)
Орг структуры (дивизианальные структуры, открытые нового филиала, финн-промы группа); 7)
Кадры (повыш квалификации персонала, сокращение текучести кадров); 8)
Соц условия (различ льготы, условия труда, представление допол отпусков).
В процессе формирования целей можно использовать неск подходов: 1)
Аналитический подход, кот предполагает построение опред модели; 2)
Изучение лит-ры; 3)
Эмпирический метод.
Наиб частым методом явл дерево целей
. Если мен-р при формулировке целей ограничивается только словесным описанием, такое дерево целево принесет больше вреда, нежели пользы. Следовательно, необ, чтобы цель была выражена ещё и количественно. При опред-нии целей мен-ры часто допускают след ошибки: 1)
Не делается словесного и количественного описания целей; 2)
Цель не развернута во времени (она статична); 3)
Цели не распределены по степени их влажности.
В процессе формирования целей мен-ры должны: 1)Рассмотреть альтернативные варианты; 2)Исключить второстепенные мероприятия; 3)Исключить мероприятия с относительно низкой эффективностью; 4)Исключить мероприятия, кот невозможно будет реализовать из-за нехватки ресурсов.
Наряду с деревом целей мен-ры исп блок-схемы
. Их цель – опред последовательность выполнения задач.
14. Искусство и наука прогнозирование
.
Прогнозирование – одна из гл составляющих процесса управ-я. Без представления об ожидаемом ходе событий невозможно принять эффективного управленческого реш-ния. К искусству прогнозир-ния активно прибегали гос деят-ти и полководцы прошлого. В данном случае прогноз-ние основывалось на искусстве предсказания. Наука прогноз-ния стала формироваться только в середине 20 в. Прогноз – некоторые суждения относительно будущих событий. Первое научное прогнозирование появилось в 1936 г в области металлургии и касалось развитие технологич процессов. В 1952 г было проведено исследование, в кот на основании анализа 19-ти самых известных изобретений был составлен прогноз развития технологии на 21 в. Все технологии в этом исследовании были разбиты на 8 уровней, начиная от возникновения первой идеи и заканчивая реализацией этой идеи в общ-ве. Переход технич идей от более низкого уровня к более высокому уровню реализации в теории получил название перемещение технологий.
Этапы разработки управленческих решенийСуществуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации. |
Особенности американского менеджментаЗа всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. |