На начальном этапе современного развития малого бизнеса Республики Беларусь пропагандировалась концепция невмешательства государства. Считалось, что предпринимательство само найдет себе дорогу, все само образуется. Предполагалось, что рынок - это саморегулирующаяся система и в процессе конкуренции можно получить тот же результат, что и в странах с развитой рыночной экономикой. Не рассматривая детально этот период развития предпринимательства, можно отметить, что это отрицательно сказалось на формировании стратегии и тактики его развития в масштабах страны.
В середине 90-х годов в стране предпринимались меры, призванные исправить ситуацию и создать благоприятные условия деятельности предпринимателей и прежде всего в основополагающих отраслях экономики. Указом Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996г. создано Министерство предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь - государственный орган управления, ответственный за развитие предпринимательства. Формируется стратегия развития предпринимательского сектора экономики - ускорение экономического роста по приоритетным направлениям, создание новых рабочих мест на основе активизации инвестиционной деятельности и совершенствования организационной, финансовой и правовой базы функционирования предпринимательства. Было проведено совершенствование нормативно-правовой базы, определены меры по привлечению финансовых средств в этот сектор экономики, создана инфраструктура поддержки предпринимательства, разработана и осуществлена программа подготовки предпринимательских кадров. Однако, несмотря на целый ряд достигнутых положительных результатов, в целом ситуация в этом секторе экономики остается сложной и неоднозначной. Малое предпринимательство в Республике Беларусь представляет собой перспективно развивающийся сектор экономики, постепенно увеличивающий свой вклад в обеспечение общего экономического роста.
Удельный вес валового внутреннего продукта, произведенного субъектами малого предпринимательства, в 2007 году составил 8,4% (в 2006 году – 8,8%) от общего объема ВВП. Субъектами малого предпринимательства произведено 7,6% (7,3%) от общего объема производства продукции (работ, услуг промышленного характера); 11,2% (в 2006 -10,2%) от общего объема розничного товарооборота, включая общественное питание; 15,2% (в 2006 году – 23,9%) от общего объема внешнеторгового оборота. Доля малого предпринимательства в общем объеме выручки от реализации товаров, продукции, работ и услуг по народному хозяйству за 2006 год составила 18,1% (в 2006 году – 22,8%). Количество малых предприятий всех форм собственности на конец 2007 года составило 51240 предприятий, по сравнению с 2006 годом их число увеличилось на 13580 предприятий. В общее количество малых предприятий вошли 2223 крестьянских (фермерских) хозяйства, которые до 2006 года не попадали под статистическое обследование как субъекты малого предпринимательства.
Рис.2.1. Динамика изменения количества малых предприятий за 2003-2008 гг.
В общем количестве малых предприятий 91,8% составляют предприятия частной формы собственности.
Численность индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах республики, по состоянию на 01.07.2008 составила 215304 плательщика, что выше уровня соответствующего периода прошлого года на 7,4 процента (или 14857 плательщиков). Динамика изменения численности индивидуальных предпринимателей за 2001-2006 годы представлена на рисунке 2,2
Рис. 2.2. Динамика численности индивидуальных предпринимателей за 2001-2006 годы
Численность работников на малых предприятиях в 2007 году составила 453214 человек.
Рис.2.3.Динамика изменения количества работников малых предприятий за 2001-2006 гг.
Отраслевая структура малого предпринимательства неоднородна. По итогам 2007 года наибольшее количество малых предприятий занято в торговле и общественном питании – 40,5%. В промышленности сосредоточено 21,2%, строительстве – 10,4%, сельском хозяйстве (включая крестьянские (фермерские хозяйства) – 4,3%, транспорте – 8,0% от общего количества малых предприятий. Все остальные отрасли имеют достаточно невысокий процент в общем количестве малых предприятий.
Этапы разработки управленческих решенийСуществуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации. |
Особенности американского менеджментаЗа всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. |