Малый бизнес использует в своей жизнедеятельности существующую инфраструктуру экономики страны и предпринимательства в целом. Транспортные, телекоммуникационные, банковские и иные инфраструктурные системы используются всеми хозяйствующими субъектами, в том числе и предприятиями малого бизнеса. Последние находятся в неблагоприятных условиях вследствие ограниченности собственных ресурсов и отсутствия возможностей на равных конкурировать с более крупными компаниями по таким параметрам, как доступ финансовым ресурсам и государственным инвестициям, исследование конъюнктуры рынка, освоение новой продукции, обучение кадров, приобретение современных технологий, осуществление научно-технических разработок, получение и анализ информации и т.д.
Для минимизации негативного воздействия этих факторов, а также для раскрытия внутренне присущего малому бизнесу динамизма и гибкости необходимо развитие инфраструктуры, ориентированной на малый бизнес. Она включает систему специализированных институтов, помогающих разработке и реализации государственной политики в сфере малого предпринимательства, которые создаются и действуют при государственном участии либо по инициативе самих предпринимательских кругов (фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультационные, информационные, обслуживающие структуры и т.д.).
Целью формирования инфраструктуры малого бизнеса является создание благоприятных условий для его развития путем обеспечения комплексной и адресной поддержки в различных направлениях: информационном,, консультационном, обучающем, прогнозно-аналитическом, имущественном, а также в оказании предпринимателям широкого спектра деловых услуг.
Через объекты инфраструктуры происходит налаживание деловых контактов кооперации предпринимателей, что способствует самоорганизации малого бизнеса. Инфраструктура малого бизнеса выполняет важную социальную функцию, поэтому ее создание и развитие, как правило, полностью или частично финансируется за счет государства с привлечением средств и возможностей объединений предпринимателей, а также финансовых ресурсов из частных источников на некоммерческой основе (субсидирование, гранты, благотворительность и т.п.).
Элементы инфраструктуры малого бизнеса (рисунок 8) являются, по сути, каналами, по которым государственная поддержка в основных своих формах доводится до ее получателей – субъектов малого бизнеса. По этим же каналам одновременно осуществляется обратная связь, позволяющая в максимальной степени ориентировать всю систему на реальные потребности и действительные интересы малого бизнеса.
Инфраструктура малого бизнеса понимается именно как система организаций, цель которых – оказание содействия субъектам малого бизнеса. Как правило, содействие малым предприятиям и предпринимателям либо отдельным их категориям оказывается на условиях, отличных от рыночных (льготные кредиты, бесплатные консультации, дешевая аренда, услуги по пониженным расценкам и т.п.). Именно это и выделяет инфраструктуру малого бизнеса из значительно более обширной совокупности организаций, специализирующихся на оказании деловых коммерческих услуг.
Основой инфраструктуры малого бизнеса реально могут стать государственные и государственно-общественные институты, обеспечивающие следующие главные функции:
1. Управление и контроль;
2. Финансирование;
3. Обратную связь государственных органов с малым бизнесом, защиту его интересов и консультативное обеспечение государственной политики в области малого бизнеса.
Этапы разработки управленческих решенийСуществуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации. |
Особенности американского менеджментаЗа всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. |