Разгрузить вышестоящих руководителей, освободить их от текучки и создать наилучшие условия для решения стратегических и перспективных задач управления. |
Повысить дееспособность нижестоящих звеньев. |
Активизировать «человеческий фактор», увеличить вовлеченность и заинтересованность работников. |
Таблица № 1: Цели делегирования.
Делегирование представляет собой средство, при помощи которого руководство распределяет среди сотрудников бесчисленные задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей всей организации. Если существенная задача не делегирована другому человеку, руководитель вынужден будет выполнять ее сам. Это, конечно, во многих случаях просто невозможно, так как время и способности руководителя ограничены. Более важным является то, что сущность управления заключается в умении «добиться выполнения работы другими». Поэтому, в подлинном смысле слова, делегирование представляет собой акт, который превращает человека в руководителя.
Процесс делегирования полномочий.
I этап - Поручение работникам индивидуальных конкретных заданий
|
II этап - Предоставление соответствующих полномочий и ресурсов подчиненным. |
III этап - Формулирование обязательств подчиненных выполнить порученные им задания. |
Таблица №2. Процесс делегирования полномочий
Делегирование полномочий имеет ряд положительных моментов:
а) Руководитель освобождается от выполнения рутинной работы и получает время для решения творческих вопросов.
б) Делегирование полномочий является своеобразной формой повышения квалификации сотрудников и способствует максимальному использованию их знаний и опыта.
в) Делегирование является большим стимулом в работе подчиненных, кото- ые начинают чувствовать себя хозяевами на участках работы , поощряет, инициативу приучает к самостоятельности и готовит людей к перемещению на более высокие должности. Делегирование полномочий - это тот случай, когда убивают сразу несколько зайцев.
Таблица 3. Преимущества метода делегирования полномочий.
Узкие организационные рамки руководителя |
Широкие организационные рамки руководителя |
1. Выдача заданий в пределах обязан-ностей работников |
1. Выдача заданий в расширенных пре-делах обязанностей |
2. Повседневная передача поручений |
2. Разовая передача поручений |
3. Принятие мелких управленческих ре-шений на ходу |
3. Право работников на свободу ма-невра |
4. Передача дополнительных разъясне-ний |
4. Отладка постоянной «обратной свя-зи» с работниками |
5. Дополнение уже принятых решений новыми |
5. Право работников решать на месте. |
6. Торможение тех решений, которые перестали исполняться |
6. Самоувязка управленческих решений в новые звенья |
7. Принятие на себя ролей приказчика, распорядителя, «погонялы», надсмотрщика |
7. Принятие на себя ролей советчика, консультанта, арбитра, наблюдателя |
8. Организационная среда наполнена некачественными решениями и перегружена управленческими циклами |
8. Организационная среда наполняется теми решениями, которые работают на самореализацию управленческих циклов |
9. Руководитель «ворочает камни», которые подрывают проявление твор-ческих возможностей |
9. Руководитель "разбрасывает" зерна-которые расширяют поле его твор-ческих возможностей |
10. Личностный ресурс руководителя «затаптывается" |
10. Личностный ресурс руководителя возрастает |
Этапы разработки управленческих решенийСуществуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации. |
Особенности американского менеджментаЗа всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. |