Роль малого бизнеса уже давно оценена мировой практикой. Эти формы производства способны эффективно функционировать, поскольку они располагаются в непосредственной близости к рынку, способны чутко реагировать на спрос, выпускать продукцию небольшими партиями (что невыгодно большим фирмам). Наконец, достоинством малых предприятий является отсутствие лишних звеньев управления.
Необходимо отметить одно важное обстоятельство: малый бизнес создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку способствует развитию конкуренции, создает новые рабочие места, расширяет потребительский сектор. Функционирование малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышает экспортные возможности, содействует более эффективному использованию местного сырья.
Надо сказать, что в экономике стран Западной Европы, в США и Японии малым предпринимателям (с числом работающих до 20 человек) отводится важная роль. На долю таких предприятий приходится 2/3 проекта новых рабочих мест, что позволило значительно снизить безработицу. Наряду с потребительскими товарами они производят отдельные узлы и механизмы, полуфабрикаты и детали, необходимые крупным фирмам для выпуска конечной продукции.
Таким образом, в малом бизнесе заложен крупный потенциал, который необходимо учитывать в прогнозах развития нашей экономики.
В настоящее время правовое регулирование развития малого предпринимательства осуществляется Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14 июня 1995 г., Законом РФ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995 г., Законом РФ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» от 31 июля 1998 г., а также рядом других законодательных актов.
В РФ критерием, по которому предприятие относится к категории малого, является численность всего персонала, как состоящего в штате, так и работающего по гражданско-правовым договорам. Субъектами малого предпринимательства согласно Закону РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» являются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
· В промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;
· В сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;
· В оптовой торговле – 50 человек;
· В розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
· В остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Предприятие может быть признано малым только при условии ,что сумма выручки от реализации произведенных им товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в течение предыдущих 4 кварталов не превышала 1000-кратного установленного федеральным законом МРОТ. Средняя численность работающих определяется в каждом налоговом периоде ежеквартально нарастающим итогом исходя из фактической численности работающих.
Этапы разработки управленческих решенийСуществуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации. |
Особенности американского менеджментаЗа всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. |