Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.
Вычисление показателей рентабельности преследует следующие задачи:
1. Анализ динамики и уровня выполнения плана
2. Определение влияния факторов на изменение величины показателей рентабельности
3. Выявление резервов повышения рентабельности по результатам факторного анализа и разработка мероприятий по использованию выявленных резервов
Все показатели рентабельности делятся на 3 основные группы:
1.Рентабельность производственной деятельности
;
Повышение рентабельности продукции обеспечивается преимущественно снижением себестоимости единицы продукции. Чем лучше используются основные производственные фонды, тем выше рентабельности производства.
Этот показатель свидетельствует об эффективности не только хозяйственной деятельности предприятия, но и процессов ценообразования. Его целесообразно рассчитывать как по общему объему реализованной продукции, так и по отдельным ее видам. Показывает сколько рублей чистой прибыли приходится на каждый рубль, вложенный в производство продукции
2.Рентабельность продаж
;
Рентабельность продаж по чистой прибыли
Если рентабельность продаж постепенно снижается, то причина либо в выросших издержках, либо в повысившихся ставках налога. Следовательно, нужно обратиться к изучению этих факторов, чтобы найти корень проблемы. Снижение объема продаж может свидетельствовать, прежде всего, о падении конкурентоспособности продукции, так как позволяет предположить сокращение спроса на продукцию.
Показатель характеризует доходность всей деятельности, показывая, сколько рублей чистой прибыли организация получает с каждых 1 руб. выручки от продаж.
Общая экономическая рентабельность:
;
3.Рентабельность капитала
;
Б - валюта баланса
Рентабельность совокупных активов
;
Рентабельность собственного капитала:
Этот коэффициент является одним из самых важных показателей, используемых в бизнесе, он измеряет общую величину доходов акционеров, характеризует эффективности использования средств, принадлежащих собственникам организации, показывает сколько рублей прибыли приходится на 1 рубль, вложенный предприятием в финансирование хозяйственной деятельности.
Высокое значение данного коэффициента говорит об успехе компании, что ведет к высокому рыночному курсу ее акций и относительной легкости привлечения новых капиталов для ее развития. Однако надо иметь в виду, что высокий коэффициент рентабельности собственного капитала может быть связан как с высокой инфляцией, так и с высоким риском компании. Поэтому его интерпретация не должна быть упрощенной и одномерной.
Этапы разработки управленческих решенийСуществуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации. |
Особенности американского менеджментаЗа всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. |