Таким образом, И.В.Липсиц предлагает все виды затрат, которые изменяются при изменениях цен и объемов продаж называть приростными издержками производства.
Как мы увидим далее, разделение издержек на приростные и неприростные достаточно близко к традиционной классификации затрат на постоянные и переменные, но все же не вполне совпадает с ней по существу. И именно этим фактором объясняется тот факт, что классификацию издержек по И.В.Липсицу мы рассматриваем, прежде всего.
По своей экономической природе переменные издержки — это затраты на реальное осуществление целевой деятельности, ради которой была создана фирма, т.е. затраты на сырье и материалы, комплектующие и детали, заработную плату производственного персонала.
Постоянные издержки, напротив, по своей экономической природе являются затратами на создание условий для осуществления целевой деятельности. Важнейшими их элементами являются затраты на аренду помещений, оплату труда административного персонала, налоги на заработную плату, страховые платежи и т.д. И поскольку величина этих издержек не меняется в прямой связи с изменениями объемов производства, то, решая задачу о рациональности того или иного изменения цены на конкретный продукт фирмы, мы не можем полностью отнести эти издержки к категории приростных.
Однако некоторые из фиксированных затрат в состав приростных могут и должны быть включены, и не сделать этого — значит допустить ошибку в рассуждениях. Какие же издержки следует классифицировать как постоянные, но не приростные издержки производства? К этой группе И.В.Липсиц относит те постоянные издержки, осуществление которых оказывается необходимым как прямой результат изменения цены.
Проблема осложняется, как отмечает автор(10), тем, что часть затрат не может быть строго отнесена к постоянным или переменным. И поэтому было введено понятие условно-постоянных издержек, под которыми понимаются те виды постоянных затрат, которые остаются неизменными лишь в определенном диапазоне колебаний объемов выпуска.
Есть в методике обоснования коммерческих решений один принцип, который обычно усваивается практикующими менеджерами достаточно тяжело. Он состоит в том, что при обосновании цен следует учитывать только предотвратимые затраты. Предотвратимые издержки — затраты, которые еще не были осуществлены или могут быть аннулированы без потерь. Например, затраты, связанные с осуществлением рекламной кампании нового товара, являются предотвратимыми — фирма может их осуществлять или не осуществлять в зависимости от того, какое решение она примет. Но вот затраты на аренду помещения, в котором размещается отдел рекламы, если они обусловлены долгосрочным договором аренды, — это уже затраты невозвратные. Их фирма должна осуществить в любом случае и при любом варианте выбранной ею рекламной политики.
Таким образом, противоположностью предотвратимых издержек являются невозвратные издержки (иногда их еще называют утраченной стоимостью). Именно к этой категории следует относить затраты на маркетинговые исследования. То есть невозвратные издержки — затраты, которые фирма будет вынуждена осуществить при любом выбранном ею варианте коммерческой политики.
Постоянные издержки.
Вопрос, в котором практически все экономисты единодушны, так это в классификации издержек производства в зависимости от влияния на их величину объемов производства.
Кэмпбелл Р.Макконнелл и Стэнли Л.Брю (19) дают следующее определение: «Постоянными называются такие издержки, величина которых не меняется в зависимости от изменения объема производства». О.Ю.Мамедов(19) добавляет: «Постоянные издержки фирмы имеют место даже в том случае, если фирма ничего не производит». Постоянные издержки связаны с самим существованием производственного оборудования предприятия. К постоянным издержкам, как правило, относится оплата обязательств по облигационным займам, рентные платежи, часть отчислении на амортизацию здании и оборудования, страховые взносы, а также оплата труда высшего управленческого персонала и будущих специалистов предприятия.
Рассмотрим пример:
Предприятие, производящее и реализующее лишь один вид продукции, планирует на предстоящий период следующие постоянные издержки, руб.:
Оклады сотрудников 600000
Аренда помещений 75000
Разное 125000
Амортизация 200000
Итого 1000000
В указанный период запланировано произвести и реализовать 10000 единиц данного товара.
Соотношение между объемом произведенной и реализованной продукции, с одной стороны, и постоянными издержками предприятия — с другой, может быть описано, как показано в таблице 1. Средние постоянные издержки (на единицу продукции) вычисляются путем деления постоянных издержек на соответствующий им объем произведенной и реализованной продукции.
Таблица 1
Производство и реализация, единиц |
Постоянные издержки (ПОИ), руб. |
Средние постоянные издержки (СПОИ), руб. |
0 |
1000000 |
- |
1000 |
1000000 |
1000 |
2000 |
1000000 |
500 |
3000 |
1000000 |
333 |
4000 |
1000000 |
250 |
5000 |
1000000 |
200 |
6000 |
1000000 |
167 |
7000 |
1000000 |
143 |
8000 |
1000000 |
125 |
9000 |
1000000 |
111 |
10000 |
1000000 |
100 |
Этапы разработки управленческих решенийСуществуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации. |
Особенности американского менеджментаЗа всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. |