4. Проникновение в отрасль других производителей невозможна. Практически каждый производитель желает стать монополистом и ограничить конкуренцию на рынке его товара. Однако, какой либо монополист сможет сберечь свое положение только тогда, когда вступление в эту отрасль для других производителей будет надежно заблокирована. Поэтому, невозможность вступления в отрасль, установление соответствующих барьеров – это обязательное условие для чистой монополии. Барьеры для проникновения в отрасль касаются не только чистой монополии, но и олигополии или монополистической конкуренции, а поэтому заслуживают особенного внимания.
Олигопольный – рынок, на котором несколько фирм продают стандартизированные или дифференцированные товары. Такие фирмы имеют возможность согласовывать свою производственную и торговую политику, контролировать рынок и препятствовать проникновению на него новых фирм.
Основные признаки олигополистического рынка:
1. Олигополия в буквальном переводе с грецкого языка означает « господствование немногих», поэтому главным признаком олигополистического рынка является господствование на нем нескольких фирм. Их может быть от трех до двадцати, поскольку олигополия занимает весь промежуток между чистой монополией и монополистической конкуренцией.
2. Продукт, который изготавливает олигополия, может быть как стандартным, так и дифференцированным. Типичными олигополистическими рынками являются рынки стали и автомобилей. Если в первом случае изготовляется стандартный продукт, то в другом он достаточно дифференцирован. Однако вид продукта (стандартный или дифференцированный) по сути не влияет на функционирование олигополистического рынка, поэтому далее мы не уделяем этому внимания.
3. Поскольку, часть какого либо производителя на общем рынке определенного товара достаточно значительна, каждый из них может проводить самостоятельную ценовую политику. Либо это снижение цен отдельным производителем и увеличение объемов продажи, либо это повышение цен за счет ограничения предложения таким образом влияют на общую динамику цен в отрасли. Однако следует учитывать, что результаты этого влияния во многом будут зависеть от реакции на действия одного участника рынка со стороны других производителей.
4. Проникновение на рынок новых производителей частично ограничена. Он не настолько заблокирован, как это характерно для рынка чистой монополии, но те барьеры для проникновения на рынок могут быть применены так же для характеристики олигополистического рынка.
Олигополистическая модель рынка – почти такая же расширенная модель, как и рынок монополистической конкуренции. Это объясняется такими обстоятельствами:
а) при относительно небольшом количестве производителей у большинства отраслей есть возможность достичь эффекта масштаба. В этом случае переход к большим фирмам обязательно сопровождается поглощением конкурентов и переходом к олигополии;
б) в экономике существует объективное стремление фирм к слиянию, поскольку объединение нескольких фирм может значительно увеличить их часть и дать возможность новой структуре достичь высших результатов, в том числе за счет эффекта масштаба. Слияние может дать большую экономическую власть, большие возможности контроля цен, а так же выигрыш на ценах закупки ресурсов вследствие превращения на значительного покупателя.
Завершая общую характеристику олигополистической конкуренции, следует обратить внимание на принципиальное отличие этой модели рынка от остальных, а именно: незначительное количество производителей дает возможность каждому проводить свою ценовую политику, однако взаимная зависимость достигает такого значения, что ни одна фирма не отважится на какие либо действия, не попробовав просчитать ответную реакцию своих конкурентов.
Этапы разработки управленческих решенийСуществуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации. |
Особенности американского менеджментаЗа всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. |