Бизнес и экономика - достаточно близкие понятия. Субъекты экономики, иначе говоря, экономические субъекты выступают участниками различных сделок, становясь тем самым и субъектами деловых отношений. Между экономикой и бизнесом есть вместе с тем и различия.
Экономика - это общее понятие, охватывающее макро и микро уровни производства, обмена деятельностью и потребления продукции, отражающее законы и закономерности развития отношений между людьми.
Бизнес - это конкретная характеристика отношений, развивающихся между совершенно определенными субъектами, в том числе характеристика форм индивидуального и группового соперничества в определенных исторических условиях и на основе определенного законодательства.[8]
Для экономики безразличен характер вступающих в состязательные отношения субъектов, она фиксирует внимание лишь на самом наличии этих отношений. Для бизнеса же важно как раз наполнение этих отношений конкретными приемами борьбы. Экономика ограничивается указанием на необходимость конкуренции, в бизнесе учитывается, как агрессивно, пассивно или нейтрально ведут себя конкуренты, почему они делают именно так, и как исправить положение, если это необходимо.
Экономика лишь фиксирует наличие правовых норм, для бизнеса последние являются объектом самого пристального внимания.
Бизнес имеет свою стратегию и тактику.
Стратегическая цель бизнеса - максимизация выгоды (дохода, прибыли, наживы, упрочение и приумножение своей собственности, изменение своего положения в обществе) в процессе осуществления различных сделок. Тактическая цель - реализация этой стратегической установки в отношениях с каждым конкретным контрагентом по каждому конкретному поводу с использованием конкретных условий осуществления, сроков и предмета сделки. В условиях рыночной экономики они имеют вполне определенные видовые особенности, обусловленные товарно-денежными отношениями.
Иные особенности присущи бизнесу в тех формах экономики, где такие отношения отсутствуют в силу исторических обстоятельств, либо они имеют ограниченный характер распространения, либо, наконец, они существуют в извращенном виде, не соответствующем их внутренней природе. В первобытной экономике, в период, предшествовавший первым бартерным сделкам (товар в обмен на товар) деловое общение, связанное с обменом деятельностью, осуществлялось в рамках замкнутых экономических сообществ (родов, племен, стад). И именно «деловая» природа этих первобытных экономических контактов, деловой интерес участников первобытного производства и привел в конечном итоге к распаду этих сообществ и к дифференциации населения. Одни преуспели в своем бизнесе, и именно они стали захватывать ключевые экономические и иные позиции в становящейся рабовладельческой формации, другие терпели фиаско, постепенно попадая в рабскую или иную зависимость от своих контрагентов.
При всем многообразии бизнеса он имеет ключевые, родовые признаки, которые обязательно, так или иначе, проявляются при деловых отношениях.
Таблица 2.1. Различия между бизнесом и экономикой[9]
|
Этапы разработки управленческих решенийСуществуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации. |
Особенности американского менеджментаЗа всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. |