Классики менеджмента утверждают: при осуществлении изменений нужно сначала определить цели, стратегию их достижений, последовательность изменений, контрольные точки и т.д. Но что делать, если не хватает средств для выплаты зарплат, возврата кредитов, закупки сырья и материалов? Что делать, если надо резать затраты, но народная пословица "Семь раз отмерь, один раз отрежь" неприменима, так как меры нужно принимать срочно, а мерить нечем – ведь раньше все было хорошо и не нужны были измерительные инструменты для управления бизнесом…
К сожалению, многие предприятия оказались в подобной ситуации и они вынуждены вначале осуществлять изменения, которые можно выполнить быстро, потом изменения, обеспечивающие существенный эффект в ближайшее время, и только потом изменения, позволяющие предприятию по-настоящему оптимизировать свою деятельность, повысить конкурентоспособность и использовать новые возможности.
На этом пути высок риск ошибок. Особенно опасны ошибки, допущенные на раннем этапе "скоропалительно принятых" точечных мер. Правильно и оперативно оценить ситуацию, понять с каких мер начать, как их применять, "что и где резать", и в результате избежать многих ошибок, помогают информационные технологии, обеспечивающие руководство данными, необходимыми для принятия правильных решений.
В таблице 1 рассмотрим связь между скоростью осуществления изменения, эффективностью изменения, риском совершения серьезных ошибок на этапе осуществления изменения, и ролью информационных технологий при осуществлении изменения. Все изменения в условиях кризиса можно отнести к двум основным типам: направленные на снижение затрат (выделены красным) и направленные на обеспечение доходов (выделены синим). Смешанный тип изменений и изменения, направленные на поддержание текущей деятельности, цветом не выделяем. Сгруппируем и условно отсортируем изменения в порядке их применения на типичном предприятии (без учета отраслевой специфики и привязки к структуре управления) в кризисных условиях. Количество звездочек в колонках обозначает условный вес показателей по 5-бальной шкале с учетом экспертной оценки авторов серии антикризисных статей.
Задача, изменение |
Скорость |
Эффективность |
Риск ошибки |
Роль ИТ |
Оперативные точечные меры Цель: устоять против первого удара кризисных факторов | ||||
Приостановить ряд инвестиционных проектов |
***** |
*** |
*** |
* |
Сократить часть персонала |
***** |
*** |
**** |
* |
Приостановить производство |
***** |
*** |
***** |
* |
Пересмотреть цены на продукцию |
***** |
*** |
*** |
** |
Пересмотреть затраты на продвижение |
***** |
** |
*** |
** |
Регулярные меры Цель: обеспечить стабильность бизнеса с учетом кризисных условий | ||||
Анализ и снижение затрат |
** |
***** |
**** |
***** |
Оптимизация складских запасов |
*** |
**** |
** |
***** |
Правильный выбор поставщиков |
*** |
**** |
*** |
*** |
Оптимизация затрат на ремонты и ТО |
** |
** |
** |
*** |
Повышение эффективности персонала |
** |
***** |
**** |
*** |
Выявление должников, анализ "дебиторки" |
**** |
**** |
* |
**** |
Удержание и привлечение клиентов |
** |
***** |
*** |
**** |
Оперативный анализ рентабельности заказов |
*** |
*** |
** |
***** |
Ежедневный контроль ключевых показателей |
** |
***** |
* |
***** |
Планирование поступлений и расходов |
*** |
**** |
* |
**** |
Предотвращение кассовых разрывов |
**** |
**** |
*** |
**** |
Прогрессивные меры Цель: обеспечить конкурентоспособность и развитие бизнеса в среднесрочной и долгосрочной перспективе | ||||
Оптимизация производственных процессов и снижение себестоимости |
** |
***** |
** |
***** |
Повышение конкурентоспособности продукции |
* |
***** |
*** |
**** |
Оптимизация продуктовой линейки |
* |
**** |
**** |
***** |
Бюджетирование, несколько сценариев развития |
** |
***** |
** |
***** |
Управление портфелем инвестиционных проектов |
** |
**** |
***** |
***** |
Эффективное управление филиалами и ДЗО |
* |
**** |
***** |
**** |
Слияния, поглощения, стратегические партнерства |
* |
**** |
***** |
*** |
Этапы разработки управленческих решенийСуществуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации. |
Особенности американского менеджментаЗа всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. |