Безналичные расчеты представляют собой способ урегулирования долговых обязательств без использования наличных денег. Такой подход к определению отражает полную экономическую характеристику и исходит из толкования двух понятий, где термин "безналичный" не предполагает применение наличных денег, а "расчеты" представляют собой процесс подсчета денежных обязательств.
Существовавшая с 1930-х и вплоть до 1993 г. в нашей стране система безналичных расчетов была приспособлена к затратному механизму хозяйствования и соответствовала административно-командным методам управления экономикой. Действовавшая система безналичных расчетов была ориентирована на обслуживание в первую очередь интересов поставщика, сводившихся к выполнению его плановых заданий по производству и поставкам продукции. При этом действовали довольно жесткие принципы организации безналичных расчетов, которые, в частности, строго регламентировали:
- место платежа - банк (он выступал организатором и контролером безналичных расчетов);
- время платежа - после отгрузки продукции или оказания услуг (что означало запрещение авансов и коммерческого кредита);
- согласие плательщика (акцепт) как основание для платежа;
- источник платежа - собственные средства покупателя или банковский кредит при наличии права на его получение;
- форму безналичных расчетов, сфера использования которой была заранее предопределена.
Все безналичные расчеты осуществлялись на основе платежных документов, имеющих хождение только во внутрибанковском обороте. Указанные принципы расчетов не учитывали требования платежеспособности покупателя, отрицательного влияния нарушения хронологической очередности платежей на ликвидность балансов участников расчетов, возможность использования на практике других разнообразных и более гибких форм расчетов и способов платежа[1]
.
В настоящее время безналичные расчеты перешли в новую стадию развития и производятся посредством "электронных платежей". Инструментами указанных расчетов наряду со старыми, широко известными документами являются и новые, прежде всего различного рода кредитные и дебетовые карты.
В современных условиях в связи с развитием рыночных отношений для успешной реализации безналичных расчетов необходимо учитывать следующие пять принципов[2]:
1. Первый принцип состоит в осуществлении расчетов преимущественно по банковским счетам. Наличие счетов как у получателя, так и у плательщика - необходимая предпосылка безналичных расчетов. Пункт 2 статьи 861 ГК РФ указывает, что данные расчеты производятся через банки или иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета.
Проведение расчетов через банк должно характеризоваться используемой при этом формой, экономической целесообразностью и сочетаться с экономической самостоятельностью субъектов рынка.
2. Второй принцип заключается в том, что платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев и в пределах остатка средств на счете.
Согласие плательщика на платеж реализуется применением соответствующего платежного инструмента (чека, платежного поручения), который свидетельствует о распоряжении владельца на списание средств. В некоторых случаях применяется специальный акцепт документов, выписанных получателями средств (платежные требования-поручения, платежные требования, переводной вексель). С другой стороны, законодательство допускает и случаи бесспорного списания средств со счета плательщика (ст. 854 ГК РФ).
3. Третий принцип - принцип свободы выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банков в договорные отношения. Данный принцип нацелен на утверждение экономической самостоятельности всех субъектов рынка в организации договорных и расчетных отношений. А банку отводится роль посредника в платежах. Это обстоятельство вполне соответствует рыночным отношениям в экономике страны. Выступая в качестве посредников, банки осуществляют контроль за соблюдением установленных правил расчетов. Однако контроль за выполнением договорных обязательств участников рыночных отношений в настоящее время недостаточно развит.
Этапы разработки управленческих решенийСуществуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации. |
Особенности американского менеджментаЗа всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. |