7. Факторы, влияющие на приоритетность стратегических целей ФП
Основные внутренние факторы:
1. масштаб предприятия;
2. стадия развития самого предприятия;
3. субъективный фактор руководства предприятия, собственников.
В малых и средних предприятиях автономия (самостоятельность) занимает обычно доминирующее место.
В крупных же предприятиях в стратегическом направлении преобладает норма прибыли, и наибольшее внимание уделено экономическому росту.
В период детства,
когда обороты предприятия небольшие, предприятие главным образом сталкивается с проблемами выживания Здесь наибольшую роль играет финансовая устойчивость
.
В период юности
рост объемов продаж, первые прибыли позволяют предприятию решить свои проблемы с денежными средствами, и его руководители могут постепенно сместить цели с финансовой устойчивости на экономический рост
.
В период зрелости
, когда предприятие уже заняло свою нишу на рынке и способность к самофинансированию довольно значительна, предприятие старается извлечь максимум прибыли
из всех возможностей, которые дает ему его объем, а также технический и коммерческий потенциалы.
В период старости
, когда замедляется рост оборота, вектор стратегического развития предприятия снова перемещается в сторону финансовой устойчивости
.
Внешние факторы также оказывают влияние на приоритетность той или иной стратегической цели предприятия. В частности, состояние финансового рынка, налоговой, таможенной, бюджетной и денежно-кредитной политик государства, законодательных основ влияет на главные параметры функционирования предприятия. 8. Основные источники информации, обеспечивающие ФП предприятия
Информационное обеспечение финансовой политики предприятия можно разделить на две крупные категории — формируемое из внешних источников и внутренних.
Внешние:
1.Показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны:
-темп роста внутреннего валового продукта и национального дохода;
-объем эмиссии денег в рассматриваемом периоде;
-денежные доходы населения;
-вклады населения в банках;
-индекс инфляции;
-учетная ставка центрального банка.
Данный вид информативных показателей служит основой для проведения анализа и прогнозирования условий внешней среды функционирования предприятия при принятии стратегических решений в финансовой деятельности (стратегия развития его активов и капитала, инвестиционная деятельность, формирование системы целевых направлений развития). Формирование системы показателей этой группы основано на публикуемых данных государственной статистики.
2. Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка:
-виды основных фондовых инструментов (акций, облигаций, деривативов и т.п.), обращающихся на биржевом и внебиржевом фондовых рынках;
-котируемые цены предложения и спроса основных видов фондовых инструментов;
-кредитная ставка отдельных коммерческих банков, дифференцированная по срокам предоставления финансового кредита;
-депозитная ставка отдельных коммерческих банков, дифференцированная по вкладам до востребования и срочным вкладам;
-официальный курс отдельных валют.
Система нормативных показателей этой группы служит для принятия управленческих решений при формировании портфеля долгосрочных финансовых инвестиций, краткосрочных финансовых вложениях, при выборе вариантов размещения свободных денежных средств и т.д. Формирование системы показателей этой группы основано на периодических публикациях Центрального банка, коммерческих изданиях, фондовой и валютной биржах, а также на официальных статистических изданиях.
3.Показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов.
Система информативных показателей этой группы необходима в основном для принятия оперативных управленческих решений по отдельным аспектам формирования и использования финансовых ресурсов. Эти показатели формируют обычно в следующих блоках: «Банки», «Страховые компании», «Поставщики продукции», «Покупатели продукции», «Конкуренты». Источники формирования показателей этой группы — публикации отчетных материалов в прессе (по отдельным видам хозяйствующих субъектов такие публикации являются обязательными), соответствующие рейтинги с основными результативными показателями деятельности (по банкам, страховым компаниям), а также платные бизнес-справки, предоставляемые отдельными информационными компаниями.
4. Нормативно-регулирующие показатели.
Систему этих показателей учитывают при подготовке финансовых решений, связанных с особенностями государственного регулирования финансовой деятельности предприятий. Источники формирования показателей этой группы — нормативно-правовые акты, принимаемые различными органами государственного управления.
Этапы разработки управленческих решенийСуществуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации. |
Особенности американского менеджментаЗа всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. |