Приток денежных средств = Выручка от продаж + Дебиторская задолженность на начало периода - Остатки дебиторской задолженности на конец планового периода
Составление бюджета движения денежных средств позволяет определить объем прибыли, необходимый для обеспечения платежеспособности предприятия. В бюджет движения денежных средств на плановый период целесообразно включать следующие показатели, раскрывающие динамику высоколиквидных средств предприятия:
* поступления средств на счет предприятия в текущем периоде за отгруженные товары и оказанные услуги в прошлом периоде;
* поступления оплаты за отгруженные товары и оказанные услуги в текущем периоде;
* динамику доходов от финансовой деятельности (управление фондовым портфелем, доходы от эмиссии ценных бумаг и др.);
* расходование выручки от продаж по основным направлениям: закупка сырья и материалов, оплата труда, постоянные расходы и другие текущие потребности предприятия;
* выплату процентов по кредитам;
* выплату дивидендов;
* инвестиционные расходы;
* величину собственных оборотных средств предприятия (или величину их дефицита). 44. Операционное бюджетирование
45. Бюджет доходов и расходов
Бюджет расходов и доходов
(или бюджет доходов и расходов) - это первый в числе документов основного бюджета, который отражает операционную деятельность предприятия, показывая ее эффективность с точки зрения покрытия производственных затрат доходами от реализации произведенной продукции и услуг, т. е. доходности предприятия.
Бюджет доходов и расходов позволяет установить лимиты для основных видов расходов и для целевых показателей прибыли, проанализировать и определить резервы формирования и увеличения прибыли, оптимизации налоговых и других отчислений в бюджет, возможности возврата заемных средств, формирования фондов накопления и потребления.
Бюджет доходов и расходов - это прогнозирование стоимости продукции в отпускных ценах (тарифах) на предстоящий период с выделением переменных и условно-постоянных затрат, валовой, операционной, балансовой и чистой прибыли. 46. Организация процесса бюджетирования
На небольших предприятиях проект сводного бюджета обычно составляется бухгалтерией и утверждается генеральным директором, на средних и крупных предприятиях сводный бюджет, как правило, утверждается правлением.
В организационной структуре процесса бюджетирования выделяют субъекты планирования и объекты планирования:
- субъекты планирования
— подразделения, участвующие в разработке сводного бюджета: аппарат управления организацией. Он рассматривает, корректирует и представляет на утверждение бюджетные показатели объектов планирования. К ним относятся планово-экономические, финансово-экономические, планово-аналитические службы, отдел труда и заработной платы, управление маркетинга и сбыта и др.;
- объекты планирования
— подразделения, которым составляется сводный бюджет и которые ответственны за выполнение сводного бюджета: производственные цехи, служба сбыта, отдел снабжения, складские службы и др.
В «чистом виде» субъектов планирования не бывает, так как любое подразделение предприятия ответственно за выполнение того или иного бюджетного задания. Например, планово-экономическая служба, составляющая бюджетные сметы затрат функциональных служб, имеет свою бюджетную смету затрат, за выполнение которой оно ответственно и т.д.
Обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов:
1. по методу break-down (сверху — вниз):работа по составлению бюджета начинается « сверху», т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности, плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной форме, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, включаются в планы подразделений
2. по методу build-up (снизу — вверх)
поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, а затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет, который впоследствии может войти составной частью в общий бюджет предприятия. 47. Последовательность этапов бюджетирования
Каждое предприятие этапы бюджетирования определяет самостоятельно, но есть «классическое» построение бюджета, и последовательность данных этапов такова:
- бюджет продаж
- бюджет производства
- бюджет капиталовложений
- бюджет подразделений компании
На основании выше перечисленных бюджетов составляется основной (главный) бюджет предприятия, который утверждается бюджетным комитетом либо руководством. По существу основной (главный) бюджет консолидирует все предыдущие бюджеты, объединяя их в единое целое. После принятия (утверждения) основного (главного) бюджета через определенные промежутки времени (в зависимости от конкретной ситуации) регулярно составляется отчет об отклонениях (план/факт анализ). На основе данной информации, определяется и выполняется корректирующее действие, которое способствует сближению плановых и фактических показателей бюджета, или корректируется основной(главный) бюджет. 48. Какое структурное подразделение является центром финансовой ответственности, центром доходов, центром затрат
Этапы разработки управленческих решенийСуществуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации. |
Особенности американского менеджментаЗа всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. |