Деньги - это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом, то есть выражающий стоимость всех других товаров. Они возникли на определенной ступени развития общества. Их возникновение связано с обменом.
Сущность денег проявляется в их функциях.
О том, сколь большую роль деньги играли в жизни людей с древнейших времен, красноречиво свидетельствует любопытный факт. В леднике Эцтальских Альп археологами была обнаружена мумия, пролежавшая там 5 тысяч лет. Когда ее начали обследовать, то обнаружили, что одна из рук крепко сжата в кулак и держит медную пластинку. Это означает, что, попав в пургу и поняв, что находится на краю гибели, житель бронзового века больше всего боялся потерять самое ценное, что у него было с собой, - деньги, потому что именно такие медные пластины в те времена играли роль денег.
Практически с глубокой древности можно проследить доказательства того, что деньги исполняли три основные роли:
1) меры стоимости;
2) средства обращения;
3) средства накопления;
4) средство платежа;
5) мировые деньги
1. Деньги как мера стоимости.
Это приравнивание товара к определенной сумме денег, что дает количественное измерение величины стоимости товара. Стоимость товара, выраженная в деньгах, является его ценой.
Функция меры стоимости реализуется на основе масштаба цен. С его помощью цена товара как показатель величины стоимости преобразуется в прейскурантную или рыночную цену, выраженную в национальных денежных единицах. Рассматривая сущность денег, необходимо проследить происхождение и развитие денежной формы, стоимости от простейшего образца стоимостного отношения товаров до «ослепительной денежной формы».[2]
Свою функцию меры стоимости деньги выполняют как мысленно представляемые, идеальные деньги. Поэтому в зависимости от того, что является в данном месте и в данное время денежным товаром, будет меняться цена товара. Так, цена товара в золоте одна, в серебре другая, в бумажных деньгах третья. Например, в России в 1796 г. 1 рубль ассигнациями равнялся 68 копейкам серебра, а в 1839 г. 1 рубль серебром равнялся 3 рублям 50 копейкам ассигнациями.
Нельзя рассматривать функцию меры стоимости, не введя понятия масштаб цен.
Как мера стоимости и масштаб цен деньги выполняют разные функции.
Мера стоимости:
1. Общественное воплощение человеческого труда.
2. Превращение стоимости товаров в цены (например, мысленное представление о количестве золота).
Масштаб цен:
1. Фиксированный вес металла.
2. Измеряет цены (количество золота в цене).
«Как цена товара, деньги – не меновая стоимость, не отношение, а определенное весовое количество золота, серебра и т.д.» – К. Маркс.
2. Деньги как средство обращения.
Эта функция служит для оплаты приобретаемых на рынке товаров, создавая товаропроизводителям условия преодоления индивидуальных и пространственных границ, которые были характерны при обмене товара на товар (Т-Д-Т). Они позволяют платить владельцам ресурсов и производителям таким товаром (деньгами), который может быть использован для покупки любого другого товара или услуги, имеющихся на рынке. Как средство обмена деньги позволяют избежать неудобств бартерного обмена.
Развитие торговых отношений объективно привело к переходу от обращения золота в слитках к обращению золота в монетной форме. В свою очередь, практика обращения стершихся монет, когда возникало несоответствие между экономикой и реальной стоимостью, представленной в их собственном весе, создала объективные предпосылки для замены золотых монет (полноценных денег) знаками золота или знаками денег.
В качестве таковых выступали билонные монеты, металлическое содержание которых определялось государством. Другой формой денег являются бумажные деньги.
Бумажные деньги – крайне неустойчивый денежный знак, поскольку он не имеет самостоятельной основы, а государство по своей сущности не может обеспечить его устойчивости из-за дефицита бюджета и преобладания непроизводительных расходов. Если же государство носит тоталитарный характер, то это еще более усиливает неустойчивость бумажно-денежных знаков. Поэтому бумажные деньги – удел переходных государств и слаборазвитых стран. Современные демократические государства используют кредитные деньги, которые образовались на основе другой функции денег – средства платежей.
В связи с тем, что никто не обязан покупать сразу же после того, как продал, то может возникнуть ситуация, когда проданных товаров будет больше, чем купленных, и может возникнуть кризис. Таким образом, функция денег как средство обращения содержит возможность кризиса. В функции денег как средства обращения продавец и покупатель одновременно противостоят друг другу.
Этапы разработки управленческих решенийСуществуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации. |
Особенности американского менеджментаЗа всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. |