Процесс товарного обращения порождает потребность в деньгах как средстве обращения
. Известно, что прямой обмен товара на товар имеет много неудобств, приводит к созданию сложнейших обменных операций, охватывающих множество наименований товаров.
С появлением денег процесс прямого обмена товарами распадается на два акта, две метаморфозы: продажу и куплю. Сначала товар обменивается на деньги, а затем деньги обмениваются на другой товар. Смена форм стоимости, в результате которой производится обмен продуктами, предполагает, что товар является исходным и конечным пунктом этого процесса. Деньги же выступают при этом как посредник, средство обращения.[7]
Функционируя как средство обращения, деньги способствуют перемещению товаров от одних товаропроизводителей к другим, доводя товары до потребителя, и тем самым выталкивают их из сферы обращения. Сами же деньги, переходя от одного лица к другому, остаются в сфере обращения, находясь в постоянном движении, непрерывно обслуживая обмен товарами.
Для функции денег как средства обращения непременным условием является одновременное и в одном пространстве движение денег и товаров. Кроме того деньги, как и товары, должны быть в наличии, то есть присутствовать реально, так как при купле-продаже товаров их идеальные цены должны превратиться в реальные деньги.
Функционирование денег в качестве средства обращения способствует развитию товарного обмена, так как помогает преодолеть индивидуальные, временные и пространственные границы, которые характерны для прямого обмена товара на товар.
С другой стороны, эта функция денег может усиливать противоречия обмена. Если при прямом товарообмене продажа одного товара означала одновременно куплю другого, то при товарно-денежном обращении продажа и купля товаров может быть разорвана во времени и пространстве.
Например, если один товаропроизводитель, продав свой товар, сразу не купит другой, то какие-то товаропроизводители не смогут реализовать свои товары, в результате чего возникнет задержка в сбыте этих товаров и нарушится обмен.
Первоначально, на ранних этапах развития товарно-денежных отношений, функцию средства обращения выполняли металлические слитки (золото). Но обмен товаров на слитки золота порождал ряд трудностей: их надо было взвешивать, определять пробу, дробить.
Объективно возникла необходимость перехода к обращению монет, одинаковых по форме и содержащих известное количество металла по весу и пробе. Для этого этапа товарообмена характерным было то, что золото, выступая в роли всеобщего эквивалента, одновременно выполняло функцию и меры стоимости, и средства обращения.[8]
Но дальнейшее развитие обмена и специфика выполнения деньгами функции средства обращения привели к обособлению функций друг от друга. Это способствовало появлению особых форм денег в их пределах: счетных денег как меры стоимости и знаков стоимости как средства обращения.
В процессе обращения деньги постоянно переходят из рук в руки: обслужив одну товарную сделку, они обслуживают другую, затем следующую. Таким образом, деньги выступают мимолетным посредником в обмене товарами.
Мимолетность выполнения деньгами функции средства обращения позволяет заменить полноценные деньги их представителями - неполноценными деньгами, или бумажными знаками стоимости. Для подобной замены достаточно того, что данный знак стоимости признается обществом в качестве представителя определенного количества денежного материала.
В современных условиях функцию средства обращения выполняют наличные денежные знаки, неразменные на золото. Функционируя как средство обращения, они обслуживают те сферы экономики, где происходит одновременное встречное движение денег и товаров (услуг).
Обслуживание розничного товарооборота |
|
Обслуживание сферы платных услуг |
|
Общественное питание |
Этапы разработки управленческих решенийСуществуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации. |
Особенности американского менеджментаЗа всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. |