Как известно, ГМК заметно меняет характер отношений между различными субъектами экономической жизни: немонополистическими товаропроизводителями, крупными монополистическими концернами, государством.
В результате вмешательства государства в экономику изменяются отношения собственности. Государство само становится в более или менее широких масштабах субъектом собственности.[1, c.190]
На начальных этапах становления ГМК (в период первой мировой войны и после второй мировой войны) казалось, что основная задача ГМК состоит в расширении государственной собственности. Государство взяло те средства производства и сообщения, которые не могли эффективно развиваться при акционерной форме владения.
Но вскоре стало ясно, что развитие ГМК не связано с повышением удельного веса государственной собственности. Когда частные капиталистические корпорации окрепли, значительная часть государственной собственности была вновь превращена в акционерную. Но это не только не подорвало основ государственно-монополистической системы отношений, а наоборот, укрепило их.
Во всех главных капиталистических странах государственные и смешанные предприятия сохраняют сильные позиции в национальной экономике. Они очень распространены. Государственные предприятия, как правило, функционируют в отраслях инфраструктуры с большим сроком окупаемости затрат (энергетика, транспорт, связь и др.), в капиталоёмких производствах (добывающая промышленность). [3, c.172]
Формы хозяйствования на государственных предприятиях похожи на формы частномонополистической деятельности. Но есть и различия.
Частные монополии ставят своей целью получение возможно большей прибыли. Государство же обычно преследует более широкие цели, направленные на увеличение экономического роста. Прибыль не всегда стоит на первом месте для государственных предприятий.
Например, государство может поставлять предприятиям дешевоё сырьё, электроэнергию, транспорт, предоставлять научные исследования, которые велись за государственный счёт. Так оно перераспределяет часть созданной прибавочной стоимости в пользу частного сектора. Но иногда различные отрицательные факторы способствуют переходу государственных предприятий в частные руки. Среди таких факторов можно выделить отсутствие прибыли в течение длительного времени, зависимость от бюджета и др. Именно такая волна приватизации захлестнула в последнее время государственный сектор, когда значительная часть принадлежащих ему предприятий в различных по уровню развития странах была распродана или превратилась в частные или смешанные компании.[4, c.291]
ГМК влияет на отношения собственности через осуществление макроэкономической функции государства (налоги, кредитная политика и пр.), законодательную деятельность. В этих условиях реализация отношений капиталистической собственности уже неотделима от экономической роли государства.
В условиях ГМК заметно изменились формы присвоения прибыли. В частности, резко возрастает объём перераспределительных операций через государственный бюджет. Государство само устанавливает цены на продукцию своих предприятий, регулирует кредитно-денежную сферу. Оно может в течение длительного времени поддерживать уровень рентабельности отдельных отраслей и видов производств. При поддержке государства возникают и развиваются научно-исследовательские лаборатории и центры, не приносящие прибыли в течение длительного периода.[4, c. 293]
Государство выступает центром перераспределительных процессов. Оно использует своё, основанное на политической и экономической силе, монопольное положение для поддержания капиталистического способа производства в нормальном состоянии.
Этапы разработки управленческих решенийСуществуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации. |
Особенности американского менеджментаЗа всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. |