Стандартные приемы анализа открытой бухгалтерской (финансовой) отчетности, их краткая характеристика

К приемам (методам) финансового анализа отчетности относятся

1. Чтение отчетность по абсолютным показателям: оно позволяет сделать предварительный обзор деятельности по цифрам отчетности. Предварительное изучение деятельности предприятия начинается с определения его профиля, объема валюты баланса, реализации продукции, различных финансовых результатов и т.д. Предварительное суждение о работе предприятия осуществляется по важнейшим показателям, характеризующим общие результаты и эффективность деятельности. Такой анализ дает возможность, не раскрывая внутреннего содержания показателей и факторов, влияющих на них, в общих чертах охарактеризовать работу предприятия и определить важнейшие направления более углубленного анализа.

2. Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. Рассчитывают абсолютное и относительное отклонение (в коэффициентах или в процентах). Абсолютные отклонения и процентные изменения необходимо рассматривать вместе, чтобы чувствовать значимость каждого процента в денежном выражении. Важно также соотносить изменения ряда показателей. Так, если выручка от реализации продукции выросла на 5%, а прибыль от продаж – на 4%, то правомерен вывод о снижении рентабельности продукции и т.п.

3. Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых, финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. В вертикальном анализе выявляется процентное соотношение различных структурных составляющих и итогового значения комплексного показателя. Для этого итоговую суммарную цифру принимают за 100%, а затем вычисляют процентные доли каждой составляющей. Полученная в результате ведомость процентов называется отчетом обычного формата. Вертикальный анализ применяется для сопоставления важности определенных составляющих деятельности предприятия. С его помощью в отчетах, представляемых в виде сравнительных таблиц, можно выявить изменения составляющих компонентов. Отчетность часто используется для сравнения показателей разных предприятий. С помощью вертикального анализа можно сопоставить характеристики основной и финансовой деятельности двух предприятий различного масштаба, принадлежащих одной отрасли экономики.

4. Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определения тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ. Анализ тенденций или трендовый анализ можно считать разновидностью горизонтального анализа, в котором процентные изменения рассчитываются не за два года, а за несколько последовательных лет. Важность трендового анализа обусловлена тем, что, с его помощью, исследуя длительные периоды, можно установить фундаментальные изменения в характере деятельности.

5. Анализ относительных показателей (финансовых коэффициентов) – это расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязей показателей. Коэффициенты – это ориентиры, упрощенные характеристики, помогающие оценивать финансовое положение и основную деятельность компании и сравнивать их с собственными показателями прошлых лет или с показателями других компаний. Главная цель коэффициентов – выявление областей дальнейшего исследования. Применять их следует в сочетании с рассмотрением общих вопросов и условий деятельности компании.

Основная цель финансового анализа – получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, которые дают объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его рентабельности, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и управляющего может интересовать как текущее финансовое состояние, так и его проекция на ближайшую или отдаленную перспективу. Но не только временные границы определяют альтернативность целей фин. анализа. Они зависят также от целей субъектов фин. анализа, т.е. конкретных пользователей фин. информации.


Этапы разработки управленческих решений

Существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации.

Особенности американского менеджмента

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления.