Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени при прочих равных условиях.
Следует различать понятия спроса и объема (величины) спроса. Объем спроса - это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течение определенного периода времени при прочих равных условиях.
«Основное свойство спроса заключается в том, что при прочих равных условиях снижение цены ведёт к соответствующему возрастанию величины спроса. И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведёт к соответствующему уменьшению величины спроса. То есть, существует отрицательная или обратная, зависимость между ценой и величиной спроса. Эта зависимость называется законом спроса»[1].
Допущение «при прочих равных условиях» имеет здесь принципиальное значение, потому что на количество купленного товара или услуги, помимо цены рассматриваемого продукта, влияют также многие другие факторы.
Зависимость величины спроса от цены блага, а также от прочих факторов можно изобразить графически с помощью кривой спроса. «Кривая спроса – кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени»[2]. Кривую спроса можно изобразить в зависимости не только от цены, но также и от других факторов, которые могут оказывать влияние на спрос. При этом, как правило, цену, или другие факторы, влияющие на спрос, откладывают по оси ординат, а величину спроса – по оси абсцисс.
Рис. 1
«Каждая точка графика представляет собой конкретную цену и соответствующее количество блага, которое потребитель решил купить по данной цене. График отражает все возможные варианты соотношения цены и величины спроса в своих пределах. Закон спроса находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса. График позволяет четко представить определенную связь цены и спроса, а также манипулировать различными ее комбинациями»[3].
Кривая спроса является графическим изображением функции спроса. При этом функцию спроса определяют как функцию, устанавливающую спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов.
«Необходимо различать изменение объема (величины) спроса и изменение спроса. Изменение объема спроса имеет место при изменении цены товара и неизменном характере зависимости объема спроса от цены – движение вдоль линии спроса. Если же в силу изменения прочих факторов установится новая зависимость между ценой и объемом спроса, т. е. изменится функция спроса, то говорят, что изменился спрос – сдвиг линии спроса.
Рис. 2
Этапы разработки управленческих решенийСуществуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации. |
Особенности американского менеджментаЗа всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. |